Дорогами войны. Виктор Карпов с детства мечтал строить электростанции, поэтому после окончания средней школы поступил на энергетический факультет института индустриализации. Но началась война, и его направили учиться в Бакинское пехотное училище. Ситуация на фронтах в 1941 году складывалась критическая, поэтому курсантам старших курсов досрочно присвоили офицерские звания. А часть первокурсников отправили в действующую армию. В их число попал и Виктор Николаевич.

Определили вчерашнего курсанта в  442-й отдельный радиодивизион особого назначения. Там обучили специальности радиста. И уже в конце декабря 1941 года рядовой Виктор Карпов принял участие в Керченско-Феодосийской десантной операции.
Баржи с десантом к берегу подойти не могли, — вспоминает ветеран. — Мы прыгали с борта в холодную воду и как можно быстрее старались добраться до берега. Вода буквально кипела от разрывов мин, снарядов и пуль. Мокрая одежда на воздухе замёрзла и не грела.  Многих бойцов ранило или убило, были и умершие от переохлаждения организма…
П осле неудачной операции в Крыму часть, в которой служил Виктор Карпов, перебрасывают  на ирано-турецкую границу. Существовала вероятность вступления Турции в войну на стороне гитлеровской Германии, поэтому советское командование укрепило южные границы СССР боевыми подразделениями.

Видимо, когда стало ясно, что турки в войне участвовать не будут, — вспоминает ветеран, — нас в 1943 году перебрасывают под Курск. Там в ходе боев под Обоянью меня ранило осколком снаряда. Госпиталь. После излечения вновь на фронт.

В Винницкой области дивизия, в которой воевал Виктор Николаевич, прорвала оборону вермахта, но ударами с флангов  была отрезана от основных частей фронта. Положение для советских солдат сложилось тяжелейшее. Фашисты простреливали всю территорию, занятую дивизией. Телефонные провода были перерезаны. Связь с подразделениями дивизии и командованием армии осуществлялась только по радио.
У меня в тот период были две главные задачи: обеспечить устойчивую связь и уберечь рацию от повреждений, — рассказывает Виктор Николаевич. — Поэтому при каждом близком разрыве снаряда или мины закрывал её своим телом. Если бы с ней что-то случилось, мы остались бы без связи...

Рацию сберёг, связь обеспечил, благодаря чему дивизия и фронт вели согласованные действия. Дивизия пошла на прорыв, но не в сторону наших войск, а в тыл к захватчикам. Те не ожидали такого хода событий. Прорвав кольцо, дивизия по дуге прошла по тылам немцев, сломила заслон власовцев и вышла к своим. За эти боевые действия Виктор Карпов был награждён медалью «За отвагу».
[node:title]В послужном списке ветерана форсирование Вислы, Сандомирский плацдарм. Известие о победе Виктор Николаевич встретил в Бреслау (ныне Вроцлав).
Это был город-крепость, — вспоминает ветеран. — Под землёй было ещё три уровня. На одном — заводы по выпуску стрелкового оружия, боеприпасов, патронов и т.п. На втором — линии связи, на третьем — системы водоснабжения, канализации.

 

Под Бреслау советские войска встретили ожесточённое сопротивление. Об этом свидетельствуют цифры. По статистическим данным, при штурме города фашистами было подбито около 200 танков и САУ. Каждый подвал был превращён в огневую точку, из которых немцы били по нашим танкам из фаустпатронов. В боях за освобождение города погибли около девяти тысяч солдат и офицеров. Немецкий гарнизон капитулировал лишь 6 мая, уже после того как пал Берлин…

После войны старшина Карпов поступил в Киевское танковое училище. Окончив его, служил в странах Варшавского договора. В конце 60-х годов прошлого столетия как опытного офицера его направили военным советником в Египет. Но это уже совсем другая история.
Георгий Тимофеев.

******