Благотворительный фонд Святителя
Николая Чудотворца – светская
некоммерческая организация, созданная
около 10 лет назад. Его задача – возрождение
православия, помощь как церкви со стороны
мирян, так и внецерковным детским
благотворительным, образовательным,
культурным и другим общественным
организациям. Результаты этой работы
можно найти в 50 регионах России и 7
странах мира. Генеральный директор
фонда Михаил Чепель – гость редакции,
и мы беседуем с ним о религиозных и
экономических аспектах благотворительности.



– Михаил Иванович, почему раньше
фонд называли итало-российским, а теперь
иностранная приставка куда-то пропала?
– Она на законном месте. В фонде есть
два подразделения – одно с офисом в
Москве, другое – в Италии, в городе Бари,
где покоятся мощи Святителя Николая
Чудотворца. Зарубежное подразделение
занимается организацией паломнических
поездок и служб у мощей Святителя, куда
и ейчане передают свои записки с просьбой
о небесном заступничестве. А российское
отвечает за социальные проекты. За
прошедшее время их удалось реализовать
более 800.
– Какие именно?
– Добрые дела не предполагают широких
пиар-кампаний. В Ейске наши социальные
и культурные проекты на виду не один
год. Кстати, в городе достаточно много
частных лиц, которые помогают людям,
но при этом не кричат на каждом углу о
своих поступках.
– В чем суть работы благотворительного
фонда?
– Представьте некое управление, в
котором есть производственные отделы,
бухгалтерия и профсоюз. Последнее
подразделение и есть фонд. Мы зарабатываем
деньги сам. Раньше это были проекты в
области энергетики на территории
Европы, сейчас – производство
стройматериалов внутри страны. Стела
на въезде в город, лестница в средней
школе № 1 Ейска, брусчатка, уложенная в
станицах Ленинградской и Старощербиновской
изготовлены на этих заводах. Часть
прибыли направляются на благотворительность.
Хочу отметить, что по такому принципу
могли бы действовать многие. Но
психологически очень сложно принять
факт того, что отдавая, ты не получишь
в замен никаких материальных благ. Это
нарушение законов бизнеса. Но есть и
религиозная сторона благотворительности,
когда существует естественная потребность
помогать другим с сердечной радостью.
– Кризис как-то повлиял на работу
фонда? Пациент скорее жив или скорее
мертв?
– Работа фонда приостановлена, сотрудники
находятся в отпусках. Фонд – очень
затратная организация. Мы сейчас
работаем самостоятельно или на долевой
основе с таким числом строительных
объектов, что они сопоставимы по размерам
с тремя ейсками. Но сами видите, в отрасли
спад, поэтому предприятия работают на
склад. Рабочие зарплату получают, а на
остальное средств маловато. Кроме того,
переход с западного рынка на отечественный
совпал с экономическим кризисом. Но
существует целая группа т.н. «вялотекущих»
проектов, работа над которыми продолжается.
К примеру, я заместитель ректора
Ивановской духовной семинарии. Надо
ежедневно кормить семинаристов, будем
это делать и впредь. Финансирование
строительства храма в Петропавловске-Камчатском
урезали в несколько раз, но не заморозили
полностью. Появились средства – они
идут на строительство часовен в Ейской
ЦРБ и с. Александровке. Проекты, которые
осуществляются сегодня, – планировались
и финансировались несколько лет назад.
Перераспределение средств позволяет
отодвинуть траты не самой острой
необходимости и помочь тем, кто остро
нуждается. Так стала возможна помощь
ясенской средней школе № 1, финансирование
частного оперного театра. Перспективное
планирование позволяет продолжить и
концертную деятельность. Установку
памятников святым фонд начал с 2003 года.
Тогда первая скульптура Николая
Чудотворца появилась в Ейске. Учитывая
просьбы епархий работы хватит до 2013
года.
– А Ейск может надеяться на
благосклонность фонда?
– Если станет уж совсем туго, то
значительная часть задумок так никогда
и не будет воплощена в жизнь. Недавно
фонд помог с приобретением инструментов
для муниципального джаз-бэнда. Есть
договор с израильским дирижером Аликом
Кацманом, в течение года он будет
приезжать и давать мастер-классы ейским
музыкантам. Что касается благотворительных
концертов, скорее всего, пройдет еще
один, этим и ограничимся. Музыкальные
проекты крайне затратные. Бесплатных
билетов будет совсем немного. Билеты
на культурные мероприятия будут
продаваться по приемлемым ценам. Но
если поставим детскую оперу, то
пригласительные билеты получат
многодетные семьи и те, кто взял из
детдома ребенка на воспитание. Если
получится запустить проект, посвященный
65-летию Победы, – для ветеранов будут
предусмотрены бесплатные посещения.
Возможно, буду помогать из собственных
средств ейской школе № 1, ведь я её
выпускник.
– На ваш взгляд, в чем причина
мирового кризиса?
– У Бога кризиса нет, кризис не в мире,
а в мозгах людей. Идет передел собственности
в планетарных масштабах. А если
задуматься, то в Апокалипсисе сказано,
что с приходом Антихриста люди, принявшие
царство его, будут жить в роскоши, а
остальные им прислуживать. Вот и идет
неспешная подготовка Последних дней.
Это «ручной» кризис, в нем отсутствует
логика. Валюта страны, которая больше
всего пострадала от кризиса, только
растет в цене. Первые разорившиеся
американские фирмы работали не с
материальными ценностями, а с «воздухом».
Они лопнули, и это вызвало невиданную
цепную реакцию. Все наводит на мысль о
хорошо спланированной акции.
– Откуда такой пессимистический
взгляд на мир?
– Давайте отвлечемся от экономики и
поговорим о культуре. Говорят, что
классика – неформат. А я вижу, как живые
выступления певцов и музыкантов собирают
полные залы. Люди не хотят видеть то,
что предлагает, не побоюсь этого слова,
параноидальное телевидение – кровь,
секс и садистское смакование убийств.
Считаю, что идет настоящая оккультная
операция, цель которой приучить людей
любить безобразное и считать грех
нормой жизни. Когда явятся черти,
человечество не удивится, не испугается,
просто посчитает это новым шоу.
– Далеко не все ейчане однозначно
воспринимают вашу деятельность. Говорят,
что в Москве главная напасть – памятники
работы Церители, а в Ейске – подарки
Благотворительного фонда. Зачем городу
столько статуй?
– Вы считаете, что в Ейске много
памятников? В станице Ленинградской
их более 50, а сколько в городе? Установка
статуй святых строго моя инициатива
как человека, родившегося здесь. В свое
время старцы святой горы Афон спросили
меня: что я сделал для малой родины?
Задумался и ответ пришел сам собой.
Скульптура режиссера Бондарчука
появилась не в последнюю очередь
стараниями его вдовы, являющейся членом
попечительского совета фонда. Памятник
отцу-основателю города князю Воронцову
просто был обязан появиться. Установка
скульптурной композиции покровителей
православного брака Петра и Февронии
– инициатива горожан. Они сами начали
собирать средства. Скажу честно, я
деньги «зажимал», пытался отложить
монтаж. Но когда узнал, какую мизерную
сумму собрали, понял, что акцию придется
проводить еще 100 лет, поэтому и дал
денег. Не смотря на все разговоры,
хотелось бы еще поставить памятники
Сергею Радонежскому, Серафиму Саровскому,
Луке Войноясенецкому и Матроне
Московской. Ведь статуи святых – это
объемные иконы, церкви, которые работают
круглосуточно и оберегают жителей. В
отличие от произведений Церители,
которые москвичи действительно не
любят, на мой взгляд, все местные
памятники пользуются большой популярностью
и у горожан, и у гостей Ейска. Более
того, мне известны случаи, когда детки
из небогатых семей просили Святителя
Николая о исполнении своих желаний и
получали неожиданные подарки.
Сусанна СОМОВА.