В детстве я, как и все дети, приставала
к окружающим с просьбой рассказать
сказку. Моя бабушка, хоть и была довольно
начитанной, почему-то предпочитала
рассказывать мне истории из своего
дореволюционного детства и советской
юности. Происходившее в те годы в Ейске
воспринималось как самая настоящая
легенда. Только много позже я узнала,
что это называется «воспоминания», и
они могут быть интереснее любой выдуманной
истории. Мама предпочитала развивать
меня интеллектуально и рассказывала
«сказки» о крепостном праве и
коллективизации. Может быть и у меня
получится рассказать сказку?



…Давным-давно, на одном дивном
полуострове, обитало некое племя. Люди,
его составляющие, жили точно такой же
жизнью, как и их соседи. Но была у
полуостровных аборигенов и одна
особенность – каждые два-три года племя
постигали разные напасти. То комары
налетят, то гусеницы все деревья
обглодают, то вождь выйдет из главного
дома и не вернется. Большинство дикарей
относились к происходящему равнодушно,
их заботили мысли о хлебе насущном. Они
были уверены, что правители и боги живут
на другой планете. Правда, когда на
полуострове происходили странные
события, сопровождающиеся грохотом и
некоторым помутнением в головах, люди
собирались вокруг костров и рассуждали,
кто и зачем наложил на них это проклятье.
Думали аборигены не долго и засыпали
под байки о том, что в движение высших
сфер простому человеку лучше не соваться.
А грохот происходит оттого, что один
бессмертный покидает небеса, а другой,
смертный, назначенный богом, поднимается
по заоблачным ступеням. В целом, племя
относилось ко всему индифферентно,
если не сказать наплевательски. А ведь
жизнь на полуострове не могла идти сама
собой. Кто кроме вождя мог приструнить
шаманов, отказывающихся лечить, учить
дикарей бесплатно и требующих за это
огненную воду и блестящие бусы? Кто
строил площадки для упражнений маленьких
полуостроветян с копьями и луками? Кто
мостил дорожки в общине желтым камнем,
а большие дороги – серым? Аборигены,
сидя у костров говорили: «Верно-верно
– вожди. Но нашими руками каждую луну
мы отдаем в пользу племени оброк. Путь
так будет и дальше.» А еще они признавались,
что боятся перемен. И лишь бы новый
вождь, внезапно появлявшийся на смену
старому, не был хуже предыдущего. И
только немногих членов племени пугала
непредсказуемость правителей. Даже
местный предсказатель, а он, как известно
никогда не ошибся, не мог сказать, чем
новый вождь облагодетельствует
соплеменников и на какие подвиги их
позовет. Пророк только давал гарантию,
что новый лидер обязательно будет
работать на благо полуострова и его
обитателей. В противном случае его
постигнет кара высших сил. Но вот как
успешно и как долго – тут он стыдливо
отводил глаза, хотя от платы за
предсказание не отказывался. Когда
проходила коронация и вождь, водрузив
на голову роскошные перья, говорил
соплеменникам о предстоящих свершениях,
они верили. Потому что каждый из тех,
кто возглавлял общину, действительно
пытался улучшить жизнь на полуострове
и поднять его статус в глазах соседних
племен. Но с частой сменой вождей, также
часто менялся и курс. Оставались
недостроенными дороги, большие общинные
дома и другие очень нужные для племени
вещи. Аборигены привыкли, что так
поступают шаманы, они всегда критикуют
советы предыдущего и начинают лечить
больного заново. Если тот выздоравливает,
шаман хвалится успехами, а если
отправляется в мир предков, то на это
– воля богов. Но то – шаманы. А вождям
не мешало бы быть последовательными.
Наиболее дальновидные аборигены
предлагали менять не систему, а отношение
к ней. Например, начинать официальное
летосчисление с приходом нового вождя.
Вон у людей на дальних островах время
правления каждого вождя (императора)
называется эпохой. А когда правители
меняются – меняется эпоха и девизы ее
сопровождающие. И ведь ничего, привыкли.
Правда, при этом основы племенной жизни
не затрагиваются и новый вождь считает
своим долгом завершить начинания
предшественника… Один путешественник,
побывавший недавно на благословенном
полуострове, рассказал, что в племени
опять сидят у костров, ждут перемен и
гадают о новом вожде.
Сусанна СОМОВА.