Заметки ейского путешественника. Вьетнам. Часть 1 можно прочитать здесь

 

Здесь собак бездомных нет

В первый день, знакомясь с улицами Нячанга, невольно поймал себя на мысли, что в чрезмерной уличной суете чего-то явно не хватает. И вдруг с ближайшего перекрёстка послышался собачий визг. Так вот кого нет на улицах вьетнамского города! Бездомных собак! Четвероногие друзья у вьетнамцев есть, но они живут дома, на улицах города редко можно увидеть прогуливающихся со своими собачками вьетнамцев.

Оказалось, что вьетнамец, ехавший на мопеде и вёзший шесть 20-литровых бутылей с водой, зацепил перебегавшую дорогу собачку. Та, повизгивая, убежала, а вот от резкого торможения мопед занесло, он накренился, и бутыли раскатились по проезжей части. Сидевшие на тротуаре вьетнамцы резко подскочили и кинулись на помощь незадачливому перевозчику. Собрали бутыли, закрепили их на мопеде. Удивило, что никто из находившихся поблизос­ти вьетнамцев не вытащил свой гаджет и не стал вести видеосъёмку, чтобы чуть позже выложить снятое в социальные сети.

Кстати, за две недели, проведённые во Вьетнаме, я увидел всего два дорожно-транспортных происшествия.

В одном случае столкнулись два мопеда, во втором – легковой автомобиль «Киа» въехал под кузов грузовика. Обошлось без жертв, поскольку в городе скорость движения ограничена 40 километрами в час. За городом – 60 километрами в час. И все участники движения выдерживают эти ограничения безукоризненно. Возможно, кто-то из водителей и нарушает иной раз скоростной режим. Но это чревато довольно серьёзными последствиями. Штраф, как пояснила наш гид, вьетнамка Роза (на вьетнамском языке её имя выговорить очень сложно), довольно сносно говорящая на русском языке, от 500 тысяч донгов. Это чуть меньше 25 долларов США. Если учесть, что средняя зарплата во Вьетнаме 200 долларов США, то становится вполне очевидным, что этот штраф пробивает довольно существенную финансовую дыру в семейном бюджете байкера. С инспектором же дорожного движения, как это иной раз бывает у нас в России, «договориться» не удастся. Милиционеры получают приличную заработную плату, и рисковать своим будущим никто из них ради сиюминутной выгоды не станет. К тому же и наказание за мздоимство очень суровое. Увольнением с работы, штрафом и условным сроком отделаться не удастся. Посадят надолго и никаких комфортных условий в камере не будет.

Примечательно, что во Вьетнаме водители информируют о находящихся на дорогах сотрудниках дорожной милиции таким же способом, как и в России: светом фар.

Когда водитель микроавтобуса, который вёз нас на пляж Зоклет, это в 30 километрах от Нячанга, увидел на встречном автомобиле моргнувшие фары, то свернул с основной дороги, объехал стоявших милиционеров кружным путём. А нам, как мог, объяснил, что, если милиционеры остановят, это отнимет много времени, что никак не входит в его планы. Да и в наши планы, прямо скажем, задержка в дороге не входила, хотелось быстрее попасть на пляж, где песок удивительно бел, и окунуться в тёплые воды Восточного моря. На Зоклете, к слову, нет таких больших волн, как в Нячанге, и отдыхать здесь очень комфортно. Правда, прогуливаясь вдоль береговой линии, надо посматривать на верхушки пальм, обильно увешанных кокосами: как бы на голову не свалился!

 

У кого больше автомобиль, у того и приоритет

На первый взгляд, движение транспорта по улицам Нячанга, впрочем, как и по улицам других городов, носит довольно сумбурный характер. Но присмотревшись, начинаешь понимать, что в нём есть свои непреложные правила. К примеру, – уступи дорогу транспорту, который больше твоего. Поэтому несколько непривычно было видеть, как большой автобус, поворачивая налево, не уступает дорогу встречному транспорту. А включив сигнал поворота, одновременно вместе с ним включается и звуковой сигнал, смело поворачивает налево. Встречный транспорт останавливается и пропускает автобус. Следом в транспортной иерархии по приоритетному проезду идут грузовые автомобили, микроавтобусы, легковые авто. Замыкают эту цепочку мотоциклы, мопеды и мокики.

Пешеходам надо быть осторожными и внимательными, поскольку нахождение даже на пешеходном переходе не даёт вам преимуществ перед транспортными средствами. Главное, при переходе дороги, не суетиться. Пропускаем автомобили, а потом смело, без каких-либо рывков, прыжков и резких движений, переходим дорогу. Водители байков вас объедут, но будут сигналить, предупреждая о своём приближении.

Один раз, правда, мне пришлось удивиться. Подъехавший к пешеходному переходу мокик остановился, ожидая, когда мы пройдём по пешеходному переходу на другую сторону дороги. Стоило посмотреть на водителя, сразу стала понятна причина: за рулём сидел наш россиянин. Ну а поскольку в нашей стране водители обязаны пропускать пешеходов, то наш соотечественник чётко выполнил российские правила дорожного движения. Чем был явно недоволен ехавший сзади вьетнамец, начавший отчаянно сигналить.

Взять мопед в аренду несложно. Ежесуточная плата – от 120 тысяч донгов. Бензин заправлен.

[node:title]

Но надо быть внимательным, чтобы на корпусе не было механичес­ких повреждений. Если они есть, то указать на них арендодателю и зафиксировать. Иначе, когда станете возвращать «стального коня», вам могут предъявить претензии в порче имущества. И потребовать компенсации. Спорить, как рассказала гид, в такой ситуации бесполезно.

Автобусных маршрутов в Нячанге немного, всего три.

Основная масса местных жителей перемещается на мопедах, мокиках и мотоциклах. Легковые автомобили могут позволить себе только состоятельные люди. Сумма ежегодного налога составляет 25 процентов от стоимости авто. Поэтому легковых автомобилей в собственности граждан не так уж много. А мотоциклов, мопедов и мокиков в стране, при численности населения в 100 миллионов человек, насчитывается более 50 миллионов. К слову, они в обязательном порядке регистрируются. Без регистрационных номеров ездить нельзя, так же как и без защитного шлема.

Двухколёсными тран­спортными средствами заполонены тротуары, вследствие чего пешеходам нередко приходится выходить на проезжую часть. На тротуарах и места стоянки, и точки проката.

Практически все вьетнамцы и вьетнамки, а на двухколёсном транспорте ездят как мужчины, так и женщины, юноши и девушки, а нередко и несовершеннолетние, кроме шлемов надевают ещё и маски. Оказывается, маски одевают не из-за боязни подцепить какую-либо инфекцию. Они защищают органы дыхания от дорожной пыли. Есть и такие, кто полностью укрывает лицо, оставляя лишь узкие прорези для глаз. Такие меры предпринимаются для того, чтобы не загорало лицо. Как говорят местные жители, иметь загоревшее лицо не престижно. Это свидетельствует о низком социальном статусе человека.

Кроме автобусов пассажирские перевозки осуществляют такси, велорикши и водители мокиков. Они группируются около отелей, рынков, торговых центров. Узнать «мототаксистов» легко: у них зелёные защитные шлемы и зелёные куртки. Для пассажира у них в наличии есть защитный шлем. Они готовы доставить вас по любому адресу и по более дешёвой, чем в такси, цене.

 

В турпоездки без отельного гида

Если вы приехали во Вьетнам как «пакетный» турист, то, естественно, ваш отельный гид станет рекомендовать вам те или иные турпоездки. Мы от услуг отельного гида отказались. Встреча с ним была назначена на следующий день после нашего приезда. Так что у нас было время пройтись по городу, зайти в турагентства и познакомиться с программами экскурсий. Оказалось, что стоимость туров у отельного гида выше.

Не буду рассказывать о впечатлениях от увиденного в городах Хойане и Дананге: мост Дракона, Золотой мост, парк Диснейленд и т.д. Скажу лишь, что Золотой мост находится на высоте 1487 метров над уровнем моря на горе Ба На. Добраться до него можно по канатной дороге. Здесь же – красивые парки, в которых множество цветов и различных декоративных растений, двадцатисемиметровая статуя Будды, уникальный парк развлечений и многое другое. А вот добираться до этих красивейших мест из Нячанга на ночном автобусе (слип-басе) пришлось более 10 часов. Отличается он от обычных тем, что в нём все места – лежачие. У каждого пассажира своя капсула, в которой можно вытянуться во весь рост и спать всю ночь.

Может показаться сказкой, но автострада от Нячанга до Дананга практически на всём своём протяжении в ночное время освещается электрическими фонарями.

Поразил и другой город – Далат. Он расположен в трёх часах езды от Нячанга. Своим появлением он обязан французам, которые построили город, чтобы спасаться от летней вьетнамской жары. Город расположен на плато ЛангБианг на высоте 1500 метров над уровнем моря.

Провинция, столицей которой является Далат, занимает площадь немногим более 43 тысяч квадратных километров.

Примечательно, что на территории провинции общая площадь теплиц составляет шесть тысяч квадратных километров. Как пояснила наш гид Даша, а родом она из Челябинска, в теплицах выращиваются клубника, овощи и зелень. А на склонах гор разбиты кофейные и чайные плантации. В ходе экскурсии нам устроили дегустацию этих напитков. Желающие смогли приобрести понравившиеся сорта кофе и чая.

Когда мы сели в автобус и продолжили нашу поездку, одна из экскурсанток обнаружила, что оставила свой сотовый телефон на полочке в умывальнике. Сказала об этом гиду.

– Про телефон можно забыть! – к такому мнению пришло большинство туристов. – Где его сейчас найдёшь?

Однако гид так не считала, она позвонила в заведение, где мы дегустировали напитки, рассказала о происшедшем. Минут через 10 ей перезвонили и сказали, что телефон найден. Его передадут гиду другой группы, у которой дегустация кофе и чая была финальным аккордом экскурсии.

– Вы его сможете забрать сегодня после 20 часов в нашем центральном офисе, – объяснила гид туристке. – Он находится рядом с вашей гостиницей…

Наблюдая за происходящим, невольно подумал о том, как эта неприятная для владельца телефона ситуация решилась бы в нашей стране?