Председатель общественной организации «Союз защиты прав потребителей в сфере ЖКХ» Николай Поддубный сегодня расскажет, как правильно писать жалобы, чтобы они имели практический результат.  Ведь обращаться в органы власти по весьма неприятным поводам приходится хотя бы раз в жизни: управляющая организация плохо убирает подъезд, соседи ставят машины на газонах, не дают спокойно жить из-за постоянного ремонта… Впрочем, правила написания обращений общие не только для коммунальных служб.

Основные требования к жалобам установлены Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ. Отдельные ведомства устанавливают дополнительные правила, но они касаются порядка рассмотрения жалобы, а не требований к самой жалобе. Поэтому, если решили писать жалобу, то сверяйте свои действия с этим законом.

Обращения бывают письменные и устные. Самые распространённые – письменные, которые, в свою очередь, делятся на бумажные и электронные. В бумажном письме должно быть указано: наименование органа власти, куда направляется жалоба; фамилия, имя и отчество; почтовый адрес, на который будет отправлен ответ; суть жалобы; личная подпись. Обязательно также поставить дату.

В электронном обращении надо указать: фамилию, имя и отчество; адрес электронной почты, по которому будет направлен ответ; суть жалобы.

При составлении жалобы постарайтесь изложить все факты, которые имеют отношение к делу. Например, если речь о жалобе на управляющую организацию, то надо указать название (правильное и полное!) организации, описать, какие обязанности она должна исполнять по договору управления, что именно не было выполнено, обращались ли вы с претензией в организацию, какой оттуда получен ответ.

Даже если письмо достаточно насыщено информацией, не надо превращать его в роман. Достаточно одной-двух страниц. По опыту: чиновники не любят читать многостраничные тексты, могут упустить важные детали, не разберутся в логике ваших требований. Ссылайтесь на законы. Не устаю напоминать, что один из главных для жильцов многоквартирных домов – Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Ссылка на действующее законодательство сделает вашу позицию более аргументированной и покажет, что вы знаете, как защищать свои права. Зачастую это может и подтолкнуть чиновников к правильной оценке ситуации, которой посвящена жалоба. Российское законодательство является сложным не только для простых граждан, но и для самих представителей власти. Меньше эмоций и оценок! Особенно заявлений типа «вор», «разворовали». Максимум, что вы можете себе позволить, – это фраза «я предполагаю, что…». Если у вас есть веские основания, необходимо обращаться в правоохранительные органы, которые и дают правовую оценку той или иной ситуации.

Изливать свои переживания в жалобе – занятие пустое. Как, впрочем, и рассказы о себе, не имеющие прямого отношения к сути дела. Всё это может только скрыть суть ваших требований, но ничего не даст для решения проблемы.

Ещё одна немаловажная деталь – как доставить жалобу? Если есть возможность, отнесите её лично и передайте в приёмную, где секретарь должна сделать на вашем экземпляре отметку о том, что обращение принято. Она предполагает подпись чиновника, расшифровку его Ф.И.О. и дату приёма бумаги. Нет никаких законных оснований отказать вам в приёме заявления. Если бумагу не берут и не подписывают, сразу говорите, что обратитесь в прокуратуру. Обычно, это действует безотказно.

Зачем отметка? Всё очень просто – по закону вам должны ответить в течение месяца со дня приёма заявления. Это не сделано – смело жалуйтесь в вышестоящие инстанции. А подпись должностного лица  – гарантия того, что жалоба не потеряется, и вам потом будет проще доказать, что официально подавали заявление, а не просто «поговорили там с одной девушкой…».

При отправке электронного обращения время и дата его доставки фиксируются автоматически. Если же вы отправляете жалобу почтой – оформляйте уведомление.

Записал Антон Иванов