В Ейском районе второй год в школах ведутся дополнительные занятия по финансовой грамотности. Чаще — как внеурочная деятельность, но в некоторых школах в старших классах курс «Основы финансовой грамотности» введён в учебный план как предмет.

Я побывала на уроке в третьем классе средней школы №1 города Ейска. Для этих малышей занятия по финансовой грамотности условно называются «занимательная математика». Логично, не зря же поговорка «деньги счёт любят» является частью нашей повседневной жизни. Кстати, урок начался с разминки, во время которой ребята вспоминали поговорки, пословицы и устойчивые выражения, связанные с деньгами. В этот раз учитель Елена Романова разделила класс на четыре команды, и все вместе они отправились в путешествие в страну «Экономика». И на первый же вопрос, что такое финансовая грамотность, поднялся лес рук. София Макарова высказала точку зрения, которую тут же поддержали одноклассники — это умение правильно распределять деньги. Для их возраста и опыта совершения покупок, вполне приемлемый ответ. Конечно, учитель привела более точную формулировку, которую ребята записали в свои тетради. Очень показательным лично для меня стал опрос учеников о доходах семьи. Далеко не все дети сообразили, что речь идёт о зарплатах родителей, зато про пенсию бабушек и дедушек они знают. И хором ответили на вопрос, что такое кредиты. Да уж, играет свою роль информационное поле, окружающее детей: когда из колонок радиоприёмников, с экранов телевизоров, в соцсетях бесконечно видишь и слышишь предложения взять кредиты, волей-неволей запомнишь и само слово, и что оно обозначает.

Самым сложным заданием оказалось сопоставить литературного героя и денежную единицу его страны. Третьеклашки согласились с Еленой Анатольевной, что для выполнения таких заданий надо больше читать разных книжек.

Впрочем, это нисколько не снизило азарта детворы. За каждый правильный ответ команды получали звёздочки, и победу одержала так команда, которая набрала наибольшее количество баллов.  С минимальным перевесом победила команда №1, за что и получила переходящий приз. А для закрепления полученных знаний, учитель предложила детям дома с родителями в игровой форме поговорить о странах, валютах, внимательно рассмотреть купюры как России, так и других государств.

Что же на самом деле думают третьеклассники о занимательной математике? Пока чёткого понимания, зачем это нужно, у ребят нет. Сейчас им просто весело. Но кто сказал, что для десятилетних ребят это плохо? В каждом возрасте свой подход к обучению. Зато родители, как признался Ярослав Глотов, только рады, что у детей начался такой предмет, как финансовая грамотность. А София Макарова добавила, что при подготовке презентации про иностранные деньги, даже взрослые с воодушевлением помогали ей.

[node:title]

Елена Романова, учитель начальных классов и заместитель директора по учебно-воспитательной работе, отметила, что предмет очень интересный даже для самих учителей. Новый, может, не совсем понятный, но очень полезный.

«Конечно, для младших классов такие занятия являются внеурочной деятельностью, — говорит Елена Анатольевна. — Учитывая, что денежные взаимоотношения окружают нас повсеместно, детям в некоторых моментах очень легко понять, о каких расчётах идёт речь». Чаще всего планы занятий для проведения уроков пока ищет в интернете, советуется с коллегами. Впрочем, в этом году в библиотеки начали поступать ученики по новому предмету.

Что же касается старшеклассников, то в некоторых школах это уже самостоятельный предмет. Особенно в тех школах, где есть старшие классы социально-экономического профиля. Учебный курс рассчитан на 10-й и 11-й классы.  Для подростков проводятся более серьёзные уроки. На них приглашают сотрудников банковских организаций, финансистов. И уже специалисты рассказывают юным гражданам страны о специфике своей работы.

Вот список тем, включённых в перечень курса финансовой грамотности в средней школе №7 города Ейска. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду. Собственный бизнес: как создать и не потерять. Риски в мире денег: как защититься от разорения. Обеспеченная старость: возможности пенсионного  накопления.

[node:title]

Предполагается, что освоив эти знания, старшеклассники будут более рационально подходить к управлению своими финансами, как минимум — карманными расходами.

Безусловно, изучение финансовой грамотности в школе даст возможность учащимся уверенно себя чувствовать в мире денежных отношений.

Согласитесь, в жизни каждого из нас были случаи необдуманной траты денег, наверняка каждый совершал импульсивные покупки, о чём потом сожалел. А если подростки будут готовы к таким ситуациям, хотя бы теоретически, то получиться, как в поговорке: кто предупреждён, тот вооружён.

Учащиеся средней школы №7 являются активными участниками федерального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Более 400 подростков просмотрели  онлайн уроки Банка России по финансовой грамотности.

В этом году уже прошла III Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности для учащихся 5-11-х классов и среднего профессионального образования. Участие в Олимпиаде бесплатное. Она внесена в перечень олимпиад 2-го уровня, что позволяет учебным заведениям предоставлять льготы призёрам и победителям при поступлении. В этом году в Олимпиаде приняло участие беспрецедентно высокое число участников – 46 000 учащихся и 2 300 педагогов из 81 региона РФ. Среди них есть и 5 ейских школьников, но пока наши ребята только набираются опыта и не добились высоких результатов. Что ж, пусть набираются опыта.