Я всегда с уважением относился к профессионалам. Хорошо ли человек ремонтирует обувь, сидя в маленькой будочке на рынке, создаёт ли хорошее кино, будучи талантливым режиссёром. Уровни разные, но суть одна. Они – мастера своего дела и друг без друга обойтись не могут, как и мы без них. На профессионалах держится всё. А я хочу высказать своё мнение о людях, касающихся очень тонкой грани  — воспитанию патриотов. Тема эта глобальна, но приходится держаться отведённых этой заметке рамок. Потому уложусь в три вопроса, над которыми предлагаю задуматься.

По роду своих занятий мне часто приходится бывать на разных мероприятиях военно-патриотической направленности. Причём не на трибуне, а там, где хорошо видна реакция зрителей на происходящее. И мне часто бывает обидно за заслуженного человека, украшенного боевыми наградами, но абсолютно не умеющего выступать перед зрителями, запинающегося, бормочущего и… вызывающего тихие смешки в задних рядах тех, чей патриотизм он должен возбудить. Понятно, что организаторы занесут в свои отчёты сообщение о том, что встреча учащихся с участником такого-то военного конфликта прошла успешно. Но я заявляю со всей ответственностью, что это бездушно. Зачем выставлять на позор уважаемого ветерана, даже если он сам не осознаёт этого?  Ведь такие «беседы» никакого отклика не могут вызвать в юных душах…

А теперь расскажу один героический эпизод, действительно имеющий место в отечественной истории. Вражьи полчища наступали на пятки небольшому нашему отряду – обескровленному, вот-вот окружённому и уничтоженному. И когда противнику оставался лишь решающий бросок, он наткнулся на засаду. Из небольшого леска по наступающим полкам открыли активный огонь. Огоньки выстрелов часто мелькали то тут, то там. Опасаясь попасть в западню и потерять многих солдат, вражеские командиры решили не продолжать движение, пока не разберутся с неожиданным сопротивлением. Два часа длилась перестрелка, пока огонь из лесочка не был подавлен. Когда же его заняли, оказалось, что его вёл… один русский солдат, который ценой своей жизни спас отряд, за время перестрелки исчезнувший в неизвестном для врагов направлении.

«Берём на вооружение», — воскликнут воспитатели и разочаруются, когда узнают, что речь идёт о войне с Наполеоном 1812 года. Но почему далее Великой Отечественной войны чаще всего не встретишь примеров героизма на военно-патриотических мероприятиях? А ну-ка, кто из молодёжи знает о персидском походе полковника Карягина? По мне, так нет в отечественной истории примера ярче, характеризующего русского солдата. Да, все участники тех войн уже умерли. Но ведь не обязательно присутствие ветерана. Есть и другие методы подачи материала, которые надо осваивать и доносить вечные истины до молодёжи по-новому. Зачем это нужно, надеюсь, объяснит следующий пример.

Однажды я присутствовал на мероприятии, посвящённом памяти жертв Беслана. Молодым людям нужно было просто разобрать небольшие стеклянные светильники, зажечь внутри каждого свечу, постоять несколько минут со скорбным видом, отдав дань памяти погибшим, и разойтись по своим делам. Они не оказались способны даже на это малое. Когда кто-то из них уронил на плитку светильник, звонко разбившийся, в толпе молодёжи раздались… дружный смех и аплодисменты!

Я не желаю вам, которые аплодировали, оказаться на месте ребят Беслана. Но если чувство сострадания отбито напрочь, не надо браться за этот светильник. Он не для вас, честно. Откуда взялись такие «патриоты»?
Игорь МАЛАХОВ.

Источник: Приазовские степи