Женский батальон. Монархия свергнута. Русский солдат больше не желает воевать. По приказу Временного правительства создаётся первый женский батальон. Своей службой девушки показывают пример храбрости, мужества и стойкости перед лицом врага, чем воодушевляют революционеров вернуться на фронт.

По-моему, главной проблемой для фильма «Батальонъ» стал недоработанный сценарий. Автор – Илья Авраменко – подошёл к написанию истории не с той стороны. Он показал лишь общую судьбу призвавшихся девушек. Отсутствие центрального персонажа не играет на руку картине. Зрителю на протяжении сеанса просто не за кого переживать. Мария Бочкарёва (Мария Аронова), которую пытались преподнести как связующий элемент фильма, не выглядит таковой, а смотрится только винтиком боевой машины. Логичнее было бы показать казарменную жизнь, фронт Первой мировой войны и разлад общества после революции семнадцатого года на примере одной личности, записавшейся в ряды вооруженных сил.

Работа актёрского состава приятно удивила. Каждый персонаж в исполнении девушек живой и эмоциональный. Переживания в первый день, слёзы на тренировках, истерика в момент рукопашного боя выглядят достоверно и задевают зрителя за живое. Мужской коллектив выступил не хуже. Глупость Керенского, боязнь офицеров, развращённый личный состав – все это показано смело и реалистично.
Режиссёр Дмитрий Месхиев не испортил вконец неудачное содержание «Батальона». В его руках картина приобретает мрачные, свинцовые тона. Ежедневные пробежки, полоса препятствий, стрельба по мишеням смотрятся правдоподобно и атмосферно. Эмоциональные сцены не преподнесены какими-то пафосными элементами фильма.

Патриотические речи не выглядят смешной пропагандой, а полностью вписываются в общую картинку. Но без замечаний не обойтись. Дозволенный оператору способ съёмки сражений слишком контрастирует со спокойно движущейся камерой. Он выглядит абсолютно не подходящим к выбранному стилю повествования. Музыкальное сопровождение в свою очередь сглаживает эту недоработку.

«Батальонъ» — это одна из современных картин, в которой идёт критика революции рабочих и крестьян. Почти в каждой реплике подчёркивается бессмысленность переворота, глупость Временного правительства. Женский батальон – одна из таких глупостей. Можно сказать, что его судьба для этой цели и показана, чтобы заострить историческое безумие. Но если бы история была выстроена вокруг одной или двух фигур, «Батальонъ» от этого бы только выиграл.
Дмитрий Тищенко, студент факультета журналистики КубГУ.