В пятистах километрах от Ейска и будто на другом конце света – Крымский полуостров. К Керченскому проливу приблизиться просто, а вот перебраться через него на автомобиле – большая проблема. Пять лет назад для этого нам хватило трёх часов, нынче в начале августа – едва уложились в сутки.

Про очереди на паром порт Кавказ-порт Крым пишут, снимают, рассказывают, делятся впечатлениями на форумах. «До сорока часов ожидания!» – предупреждают табло на трассе за многие километры. Те, кто не связан острой необходимостью, завидев хвост очереди километрах в 15 от переправы, или поворачивают на Анапу, на Тамань, или покорно пристраиваются на обочине дороги. Есть и такие, кто бросает машину на стоянке у поста ГИБДД, пересаживается на маршрутки. Те снуют от поста до парома. Бесколёсным пассажирам гораздо проще попасть на тот берег – пассажирских мест пока хватает. Некоторые пытаются объехать бесконечную вереницу авто и вклиниться в неё поближе к переправе. Но если права на проезд вне очереди (выделено несколько категорий льготников, кому это право предоставлено) у такого смельчака (или наглеца) нет, то можно легко нарваться на неприятности. Автомобилисты, которым многие часы приходится стоять на жаре, быстро самоорганизуются и следят за порядком сами, параллельно с инспекторами ГИБДД.

Вдоль трассы стоят биотуалеты, в походных киосках продают холодные и горячие напитки, выпечку (очень недёшево). МЧС развернуло палатки с раскладушками, кое-где даже стоят душевые кабинки. В палатках никто не спит – водители и пассажиры следят за дорогой и, пусть очень медленно, но двигаются к вожделенному парому. Несколько часов поспать удаётся в «отстойнике», куда машины загоняют скопом, а выпускают порциями. После этого «отстойника» снова ожидание на трассе, а потом ещё один «накопитель», уже в порту. Отсюда партии машин, автобусов и пассажиров загружаются на паром.

[node:title]На перевозке автотранспорта и пассажиров работало шесть паромов. Теперь, как сообщают в СМИ, к ним прибавились два, перевозивших железнодорожные вагоны. Ещё один паром проходит лицензирование и будет задействован к концу августа. Сам переезд – всего-то полчаса. А в ожидании прошло двадцать два! И надо видеть, как на той стороне срываются «с места в карьер» застоявшиеся железные кони…

Но на разбитых, кое-как залатанных крымских дорогах особо не разгонишься. Мы от Керчи до Евпатории 280 километров ехали почти 4 часа. По степи, лесистым горам, приближаясь к морю и снова удаляясь от него. Мечталось только в душ и спать! Зато утром все вчерашние неурядицы показались давними и почти позабытыми. А в настоящем – прозрачное тёплое море, жара и золотой песок.

По словам евпаторийцев, которые, как и ейчане, в большинстве своём живут курортом, этот сезон не очень задался. Перегруженная паромная переправа не смогла заменить автотрассу, проходившую через Украину. В прежние годы именно по ней добирались в Крым жители большей части России. А ещё граждане незалежной. В этом году их на побережье гораздо меньше. Это вполне понятно.

Хотя на пляже я познакомилась с пожилой харьковчанкой. Она приезжала сюда на отдых не раз, решила не изменять привычкам. Правда, привезла с собой продукты, полуфабрикаты, боясь здешней дороговизны, и очень обижалась на свою квартирную хозяйку. С прошлого года та изменилась в худшую сторону, относилась к постоялице без должного уважения.

Если сравнивать с Ейском, цены не очень отличаются. Напитки значительно дешевле, бензин – дороже. Продукты стоят примерно одинаково. Диапазон цен на проживание, как и у нас, очень широкий.

К рымчане, те, с кем довелось общаться, – люди приветливые, контактные, гостеприимные без назойливости. Разговоры часто сворачивают на темы околополитические. Экскурсовод Елена (по совместительству врач анестезиолог-реаниматолог) рассказывала о том, как пережили весну, как меняется к лучшему ситуация в социальной сфере: «Двадцать лет я, врач высшей категории, зарабатывала на хлеб экскурсиями. Медицину не бросала, потому что это – моё призвание. Теперь моя ставка врача позволяет жить без подработок. Но уже и без этого общения с туристами я себя не мыслю, так что буду и дальше совмещать по возможности. У нас сейчас много спорят – хорошо ли, плохо ли стать частью России. Большинство верят в лучшее, надеются, что курорт будет развиваться, что социально жители будут защищены. Да и сейчас уже разница очень заметная. А с теми, кто сомневается, спорим до хрипоты».

Я видела подтверждения этих споров и в «наглядной агитации» – надписях на заборах: «Россия с нами», «Крым – Россия!» И неподалёку такая же, но с перечёркнутым словом Россия. А ещё печные трубы, выкрашенные в триколор, российские флаги на частных домах и много-много георгиевских ленточек на машинах и на одежде.

Лена припомнила эпизод «информационной войны». Во время её дежурства в больнице по украинскому телеканалу передали сообщение, что больница в Евпатории захвачена российским спецназом.

О глядевшись по сторонам в поисках захватчиков, доктор вышла в приёмный покой. Там оказывали помощь молодому офицеру в камуфляже – с ним приключилась почечная колика. Оказывается, в больницу его привёз сослуживец на военном грузовике. Вместе они вошли в больницу, оставив водителя с машиной во дворе. Вот такой штурм больницы…

В конце нашей долгой, на весь день, экскурсии в Бахчисарай мы уже почти побратались. Оказалось, у москвичей, питерцев, тюменцев, кубанцев и крымчан одни надежды и опасения, все следят за новостями с юго-востока Украины и очень тревожатся – как будут развиваться события.

Обратный путь оказался немного короче – 10 часов ожидания. А потом – паром «Ейск» (он гораздо меньше греческих, но исправно уже много лет работает на этой переправе) согрел и порадовал напоминанием о доме, который ждал и звал назад.

Крым, как и в прошлый мой приезд сюда, оставил впечатление недосказанности. Я очень хочу вернуться туда ещё. Прикоснуться к его древностям и экзотике, почувствовать тепло и приязнь его жителей, увидеть, как оживают и хорошеют его курортные города и маленькие степные посёлки. Может быть, уже и мост построят через Керченский пролив…