Ночь. Рабочий день давно окончен. На столе лежат бумаги: справки ещё советских времён, выписки, неопубликованные рукописи, эссе по истории Приазовья, книги, уже ставшие классикой кубановедения. А ещё фото документов в телефоне и записи в блокноте. Они появились у корреспондента газеты «Приазовские степи» благодаря сотрудникам Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова и Ейского районного краеведческого музея. Смотрю перед собой в темноту…

– Как мне вас называть, учитывая солидный возраст и юбилей? Господин Ейский район, товарищ?

– Последнее, пожалуй, будет уместнее, большая часть этого столетия пришлась на советское время.

– Но ведь вы гораздо старше? Опустим подробности туманной юности?

– Да, мне гораздо больше лет. Называли меня по-разному. А вспомнить действительно есть о чём.

Перед Великой Отечественной войной краевед Владимир Самсонов, чьё имя сегодня носит городской музей, писал в газете «Ейская правда» (предшественница «Приазовских степей»), что люди живут на территории Приазовья и Ейского района, в частности, не одно тысячелетие. Найденный на глубине 15 м кремниевый скребок позволяет сделать такое предположение. Примечательно, что кости мамонта находились в слое земли гораздо выше. Получается, что ещё задолго до того момента, как последний шерстистый слон топтал морское побережье, эти места облюбовали люди каменного века.

Киммерийцы, скифы, сарматы. Народы, вписавшие себя в мировую историю, оставили свой след на нашей территории. Правда, кочевые племена были вольными, как сама наша степь, и постоянных пристанищ не имели.

Впрочем, не всё так однозначно. Директор Ейского районного краеведческого музея Александр Дорошенко выдвигает чрезвычайно смелую гипотезу: на месте современного Ейска в XIV веке существовало генуэзское поселение Бальзамиха. Краевед Николай Бельцев, исследуя название, делает отсылку к слову «бальзам». Он считает: здесь было место отдыха для моряков и торговцев.

Из Бальзамихи на Апеннинский полуостров уходили корабли, гружённые пшеницей. Похожая фактория была и в районе косы Долгой. Откуда взялось зерно, если кругом только бескрайняя степь? Александр Аркадьевич считает, что побережье Таганрогского залива не было таким уж пустынным. А жили здесь племена, задержавшиеся после миграции ариев, которые спускались к Приазовью с северо-запада, чтобы оттуда уйти в Иран, Ирак и Индию. Они занялись привычным делом – земледелием. И построили город, похожий на тот, что стоял на их исторической родине. 

– Что и говорить, биография у вас бурная! Мы ещё Боспорское царство не вспомнили, а это, плюс-минус 500 лет от рождества Христова. Кстати, мои источники сообщают, что недавно в районе ст-цы Должанской как раз нашли горлышки от амфор того периода. 

– Не стану скрывать, людям я всегда нравился тёплым климатом, морем, обильным рыбой, плодородной землёй. Гостей всегда было много. Кстати, в недавнем поздравлении с юбилеем губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев назвал  меня «северным форпостом Кубани». Так что поменьше сарказма и побольше уважения!

С октября 1792 г., с момента переправы третьего и самого многочисленного отряда казаков-черноморцев, через Ею (Чёрный брод), началась ейская казачья история. Третий отряд переселенцев – потомков запорожских казаков – возглавлял сам атаман Захарий Чепега. Памятник ему стоит сегодня в центре Ейска, на пересечении ул. Ленина и Свердлова. 

Ейский район – самая первая административная единица Кубани – возник в 1793 г. 

В середине и второй половине XIX века на территории Ейского района появились постоянные населённые пункты. Все даты основания нужно понимать как относительные и официальные. В 1848-м родились г. Ейск и ст-ца Должанская. В 1873-м – ст-цы Камышеватская, Копанская и Ясенская. Последняя ведёт своё начало от находившейся на её месте ст-цы Татарские Ады, чьи жители переселились в середине позапрошлого века в Османскую империю.

А Камышеватская ещё старше: на месте станицы с 1778 г. находился посёлок беглых крепостных крестьян. В XVIII веке на Ейской косе поселились беглые казаки-некрасовцы, затем решившие отправиться на ПМЖ в Турцию.

В Должанской и Камышеватской уже в начале XIX века находились т.н. «рыбные заводы». С современной точки зрения – артели казаков, снабжавших провизией своих братьев по оружию. В 1815-м первая церковь появилась на месте будущей ст-цы Должанской, в 1830-м в Камышеватской построили молельный дом.  

В далёком 1847 г. работник прапорщика Чумаченко возле его хутора, что был рядом со ст-цей Татарские Ады, нашёл огромный камень-памятник, на котором были выбиты непонятные символы. В высоту камень был в 2 аршина и 6,5 вершка, шириной в 12,5 вершка и толщиной в 5,5 вершка. Если всё это перевести в нынешние размеры, то получим: высота 171 см, ширина 55 см и толщина 22 см.

Его тут же перетащили в станичное управление. В Ады был срочно командирован сотник 5-го конного полка Лебедев. Офицер скопировал надпись, состоящую из непонятных знаков, которые так и не были расшифрованы. От вышестоящего начальства поступил приказ: перевезти сей камень в Керчь, но этого не сделали. И через год камень ещё оставался в правлении станицы, а потом затерялся. 

– Вот мы и подошли к самой главной части нашей беседы: как жили последние 100 лет?

Вместе со всей страной, со всеми её обитателями, прочно утвердившимися на моей земле, делили на всех горе и радости. Правда, какое-то время не мог найти своего места…

2 июня 1924 г. было решено создать Юго-Восточный край России с крайисполкомом в Ростове. 16 октября 1924 г. Юго-Восточный край переименован в Северо-Кавказский. 10 января 1934 г. Президиум ВЦИК разделил громадный Северо-Кавказский край на Азово-Черноморский, с центром в Ростове, и Северо-Кавказский край, с центром в Пятигорске.

13 сентября 1937 г. вышло в свет постановление ЦИК СССР о разделении Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область. Ейск и Ейский район вошли в состав Краснодарского края. Кстати, легенда о том, что партийные функционеры долго не могли определить: кому отдать Ейск – Ростову или Краснодару, документального подтверждения не имеет, хотя и очень любима горожанами.

«Район имел территорию в 126,946 кв. км с населением в 16 тыс. человек. Ейский зерносовхоз являлся самым крупным в крае по посевной площади (21,3 тыс. га) и по количеству техники»,

– рассказала заведующая научно-экспозиционным отделом Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова Ирина Найдёнова.  

В 30-м наш район был назван образцовым, поскольку имел 2 машиннотракторные станции с 93-мя единицами техники. Два крупных совхоза обслуживал 21 автомобиль, в это же время в городе было всего 6 легковых машин.

Вплоть до 1939-го эта часть Азовского побережья существовала как единое целое. Плановая социалистическая экономика, построенная на взаимосвязи отраслей народного хозяйства, позволяла успешно развивать на территории района производство сельскохозяйственной продукции, а в городе – перерабатывающую промышленность.

Решением бюро Краснодарского крайкома ВКП (б) в 1939 г. Ейск выделяется в самостоятельный административный центр.

22 августа 1953 г. в состав района вновь вошла территория упразднённого Камышеватского района. 1 февраля 1963 г. был образован Ейский сельский район, следом в него вошла территория упразднённого Щербиновского района. А в конце 1966 г. Щербиновский район был вновь восстановлен в прежних границах.

В 1993-м сельские администрации преобразовались в сельские округа. В 2005 г. в районе были образованы 10 сельских поселений. А 1 января 2008-го Ейск был включён в муниципальный район в качестве городского поселения.