Сегодня свой 15-летний юбилей отмечает Ейское управление Азово-Черноморского бассейнового филиала федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт». Нынешний коллектив управления – это 140 высококлассных специалистов, обеспеченных полным соцпакетом и зарплатой выше среднего районного уровня. В круглосуточном режиме, без сбоев и задержек выполняются задачи по обеспечению безопасности мореплавания, содержанию и развитию федерального имущества, оказанию услуг в морском порту Ейск. Более подробно о деятельности предприятия я побеседовала с начальником Ейского управления «Росморпорта» Виталием Громовым.

 

Производственно-хозяйствен­ная деятельность Ейского управления «Росморпорта» так или иначе связана с работами в морском порту. Предприятием сдаются в аренду стивидорным компаниям гидротехнические сооружения, выполняются дноуглубительные работы, оказываются услуги по предоставлению буксиров, осуществляются услуги лоцманских проводок, услуги ледокола. На сегодняшний день в составе флота буксиры «Рейдовый-43», «Техфлотец», «Колгуев», «РБТ-16», ледокол «Капитан Крутов». Одной из основных статей дохода предприятия является взимание с судовладельцев портовых сборов, таких как лоцманский, маячный навигационный, канальный, ледокольный и сбор транспортной безопасности акватории морского порта.

[node:title] 

Безопасность мореплавания

Одной из задач ФГУП «Росморпорт» является поддержание в рабочем состоянии гид­ротехнических сооружений и строительство новых. Так, за счёт средств предприятия продолжается реконструкция Восточного мола в порту Ейск. Именно этот мол, построенный в 1905 году, защищает акваторию от ледовых масс. Реконструкция началась в июле 2017 года и будет завершена ориентировочно в конце 2019 – начале 2020 года. Генеральный подрядчик – АО «Трестгидромонтаж». Кроме того, Ейское управление обеспечивает функционирование объектов глобальной морской системы связи при бедствии. В ближайших планах – установка нового, более мощного оборудования за счёт собственных средств. Обеспечение транспортной безопасности включает в себя весь спектр инженерно-технических средств (видеокамеры, тепловизоры и т.д.), круглосуточное техническое наблюдение за акваторией морского порта, обеспечение антитеррористической и противодиверсионной безопасности.

[node:title] 

– Всё это по средствам гос­предприятию, нацеленному не только на прибыль, но и на безопасность. К слову, то, что Ейское управление вошло в состав Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорта», как-то повлияло на деятельность?

– Задачи остались те же. Вместе с тем, стало возможным оперативнее решать производственные вопросы с центром управления филиалом в Новороссийске, нежели чем через центральный аппарат ФГУП. В состав Азово-Черноморского бассейнового филиала кроме Ейского управления в настоящее время входят Таманское, Туапсинское и Сочинское. При необходимости мы можем привлекать к выполнению работ технику и флот, имеющиеся в других управлениях филиала. В свою очередь, ледокол «Капитан Крутов», который является гордостью бассейнового филиала, участвует в мероприятиях по ледокольной проводке судов в интересах Азовского бассейнового филиала (Ростов-на-Дону). Это могут быть в том числе и спасательные операции судов и экипажей, терпящих бедствие. Но порт приписки у ледокола именно Ейск, потому что наш порт единственный в Азово-Черноморском бассейновом филиале, который замерзает.

[node:title] 

– Виталий Викторович, фактически вы обеспечиваете безопасную и безаварийную работу в порту…

– Предприятие тратит немалые средства на содержание квалифицированных кадров, специализированных судов. А безаварийная работа порта без профессионалов не возможна. Поэтому лоцманы «Росморпорта» регулярно проходят обучение по спецпрограмме «Маневрирование судов», судоводители и судомеханики постоянно повышают квалификацию, береговые специалисты участвуют в семинарах и совещаниях по специальностям. ФГУП «Росморпорт» – социально ориентированное предприятие, и для его работников сохранены льготы по медицинскому обеспечению, получению материальной помощи, организации отдыха детей работников в оздоровительных лагерях, частичная компенсация санаторно-курортного лечения.

Династии

[node:title] 

Неудивительно, что при таком подходе на предприятии немало трудовых династий из числа представителей морских профессий. За прошедшие годы здесь работали семьи Шумаевых, Тетериных, Кандауровых. Знают и уважают семьи Овсянкиных, Литвиненко, Пащенко, Лещенко, Тытьора. Настоящая династия – семья коренных ейчан Алёшиных: отец, Сергей Николаевич, и его сыновья Руслан и Роман. В разное время немало их родственников работало в порту. По примеру старших, Сергей Алёшин получил специальность механика в ростовском мореходном училище им. Г.Я. Седова. В Ейском порту ходил на пассажирских судах, например, на теплоходе «Ом-335». Помнит он те самые, знаменитые, с ноткой «ностальжи», рейсы в соседний город Мариуполь. Позже работал на прогулочных судах, которые катали пассажиров по Азовскому морю, Таганрогскому заливу. С 2000-го перешёл на буксир «Рейдовый-43», да так и остался на нём, пережив все реорганизации.

В случае Александра Пучнина, который 15 лет работает в Ейском управлении «Росморпорта», можно сказать так: попал случайно, а прикипел всей душой. Почти 20 лет назад семья переехала в Ейск с далёкого Крайнего Севера в родной город его жены — Елены Пучниной. Устроившись в одну из портовых организаций береговым матросом, понял, что надо учиться, и теперь продолжает повышать квалификацию каждые пять лет. Заочно окончив ростовский морской колледж им. Г.Я. Седова, получил специальность судоводителя и с 2004 года работает сменным помощником капитана на буксире «Колгуев». По стопам отца пошли сыновья Георгий (матрос-моторист на этом же буксире) и Виталий (матрос-рулевой на ледоколе). О своей работе Александр Пучнин говорит просто: «Конечно, надо знать многие тонкости, как доставить лоцмана на судно, как потом отбуксировать сухогруз». Оказывается, даже в нашем Азовском море, а если точнее, Таганрогском заливе, запросто можно попасть в шторм. Конечно, самый напряжённый период летом, когда за смену в 12 часов доводится выполнять 6-7 швартовых операций. Как показала практика, минимальное время на проводку судна в порт с рейда, а это 3-4 мили от берега, – 35 минут. В случае обстоятельств (непредвиденная поломка, к примеру), процесс может растянуться на полтора часа. «Трудно, но это всё можно пережить, ведь главное, у нас очень дружный экипаж, – говорит Александр Пучнин. – Мы действительно одна команда, все 13 человек во главе с капитаном Сергеем Калининым. И на берегу дружим семьями». А свою работу, трудную и непростую, Александр Александрович (в жизни не мечтал о море) уважает, и в первую очередь потому, что: «График – отличный, предприятие стабильное, ни разу не задержали аванс или заработную плату. А для простого человека это самое главное – быть уверенным в завтрашнем дне».

[node:title] 

Сотрудники с теплотой вспоминают руководителей предприятия: Михаила Скомарова, Владимира Куликова, Виктора Шевченко, Михаила Ожередова. В разное время каждый из них внёс весомый вклад в развитие Ейского управления. Сегодня ветераны предприятия почётные гости на празднике, который проходит в городском Дворце культуры для всех работников и членов их семей.

СПРАВКА. Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» было создано в соответствии с Постановлением Правительства РФ №705 от 25.09.2002 с целью реформирования системы государственного управления в морских портах России. 1 апреля 2004 года в Ейском морском порту начал хозяйственную деятельность Ейский филиал ФГУП. Чуть позже произошла реорганизация предприятия и был создан укрупнённый Азово-Черноморский бассейновый филиал, куда вошло Ейское управление со всем государственным имуществом, гидротехническими сооружениями, поступившими в его хозяйственное ведение. Это причалы, пирсы, ограждающие Восточный и Западный молы, буксиры и ледокол «Капитан Крутов».

Сегодня 15 лет отмечает Ейское управление Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП  «Росморпорт» 

 

Виталий Громов:

– Непрост, а порой опасен труд людей, связавших свою жизнь с морем. И вклад каждого из них необходим для нормального обеспечения работы порта Ейск в частности и флота России в целом. С каждым днём, незаметно и буднично, происходит развитие великой морской Российской державы. Поздравляю всех ветеранов, коллег, сотрудников предприятия с юбилеем! Желаю крепкого здоровья, профессионального роста и уверенности в завтрашнем дне, благополучия в семьях.

Марина Шкетова, фото автора