Школа управдома

Сегодня председатель общественной организации «Союз защиты прав потребителей в сфере ЖКХ» Николай ПОДДУБНЫЙ (на фото) рассказывает об интересном повороте событий: управляющие компании будут платить средства владельцам квартир.

– Управляющие компании являются посредническими организациями, которые составляют официальные соглашения с жильцами многоквартирного дома и компаниями, предоставляющими разные ресурсы. За свои услуги УК взимают определённую плату, которая регулируется на законодательном уровне.

Однако ещё в начале 2018 года были приняты новые поправки в законодательство, на основании которых в некоторых ситуациях именно УК обязаны перечислять средства жильцам.

Ужесточилась ответственность УК перед владельцами квартир: было введено новое правонарушение, которое заключается в нарушениях расчёта платы за обслуживание дома. Это становится причиной безосновательного повышения платы. Если компании неправильно рассчитывают оплату, то они могут столкнуться с необходимостью перечисления компенсации владельцам квартир.

Когда УК должна снизить плату за содержание объекта? Оказываемые услуги обладают низким качеством; возникают необоснованные перерывы в содержании жилого помещения; нарушаются сроки, в течение которых компания обязана установить счётчик на общедомовое имущество; во время расчёта платы учитывались работы, которые не были приняты на голосовании собственников.

При выявлении таких нарушений со стороны УК, все жильцы дома могут обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, жилищную инспекцию или другие государственные инстанции.

Если жильцы дома обладают вескими основаниями, чтобы снизить размер платы за услуги УК, то они должны обратиться к представителям данной организации в течение шести месяцев после обнаружения данных причин.

Для этого составляется заявление, в котором приводятся основания для перерасчёта. Дополнительно можно потребовать компенсацию, равную половине от размера переплаты. На основании заявления, полученного от жильцов, работники УК должны выполнить следующие действия: первоначально регистрируются обращения, приходящие от собственников квартир в многоквартирном доме; оценивается необходимость перерасчёта; осуществляется проверка правильности определения платы за содержание дома за период, указанный в заявлении, причём проверка должна проводиться максимально в течение 30 дней.

В конце процедуры принимается решение. Если решение является отрицательным, так как не выявляются какие-либо нарушения, то соответствующее уведомление направляется жильцам. Если после проверки обнаруживается, что расчёт действительно был неверным, то компания уплачивает компенсацию заявителям.

Штраф за неправильно рассчитанную плату должен уплачиваться в течение двух месяцев с момента поступления заявления от жильцов дома.

Если у заявителя имеется задолженность перед УК, которая взыскивается принудительно на основании судебного решения, то просто снижается размер данного долга.

В некоторых ситуациях УК может освободиться от необходимости уплаты штрафа. Это возможно, если имеются доказательства того, что переплата возникла по вине непосредственно жильца, например, он предоставил неверную информацию о показаниях счётчика или произвёл оплату с опозданием; своевременно выявляются ошибки в расчётах, поэтому они исправляются до оплаты квитанции жильцом.

Если же имеются подтверждения наличия переплаты, то УК обязана признать свою вину. В ином случае граждане могут обращаться в жилищную инспекцию или Роспот­ребнадзор с жалобой на данную организацию.

Записал Антон Иванов.