Ледокол "Капитан Крутов" Ейского морпорта отметил 40 лет

Ледокол "Капитан Крутов" Ейского морпорта отметил 40 лет

Сквозь время и лёд

 

40 лет – много это или мало? Кому как, а для ледокола «Капитан Крутов» – вполне приличный срок службы. 

В июне 2018 года экипаж судна отметил 40-летний юбилей со дня спуска корабля на воду.



Честь и слава

Праздник проходил в узком кругу. На причал Ейского морского порта, где сейчас находится судно, пришли все члены экипажа во главе с капитаном Евгением Панюшкиным (на фото), исполняющий обязанности заместителя директора АЧБФ государственного предприятия «Росморпорт», начальник ейского управления Виталий Громов, главный диспетчер порта Николай Кенебас. Виталий Громов передал собравшимся поздравления от руководства Азово-Черноморского управления и вручил отличившимся членам экипажа грамоты и благодарности за добросовестную работу.

Капитан Евгений Панюшкин со соей стороны отметил, что нынешний экипаж, который в большинстве состоит из ейчан, – это действительно единая команда, один организм, нацеленный на быстрое и эффективное выполнение возложенных на него обязанностей. «В том, что ледокол отметил свой 40-летний юбилей, есть и ваша заслуга, – обратился он к своим морским товарищам, – вы вкладываете в него частичку души, с каждым ремонтом, с каждым выходом на зимнюю навигацию».



 

Экипаж спешит на помощь

40 лет назад ледокол сошёл со стапеля верфи в финском городе Вяртсиля. Судно предназначено именно для речного, озёрного судоходства. С тех пор в его богатой биографии не одна ледовая проводка по Волге и её многочисленным притокам. В 1999 году портом приписки «Капитана Крутова» стал Ейск, и с тех пор он здесь верно служит.

Большинству из нас кажется, что в приазовских водах и зимы-то нет, но экипаж судна помнит невероятно сложные ситуации. «Коварство льдов можно испытать и здесь, в Азовском море, — из порта Ейск мы ведём караван до Керченского пролива, — неспешная беседа с капитаном судна состоялась, конечно же, в кают-компании. – Бывает, только разбил лёд, и всё, вода тут же чистая становится, караван судов идёт легко, без сбоев и отклонений. Но расслабляться нельзя: лёд может в считанные секунды снова сомкнуться за корпусом и тогда приходится по нескольку раз расчищать воду». По проекту, ледокол способен пробить лёд толщиной в метр, а в жизни приходилось «вспарывать» и по четыре метра. Экипажу пришлось участвовать во многих операциях по спасению судов каравана.

Один из самых известных – нашумевший случай с «Кассиопеей», когда из-за подвижки льда судно получило пробоину за косой Долгой. Спасая экипаж, ледокол взял его на борт, откачал топливо и высадил невольных гостей уже по окончании ледовой проводки. Спустя полгода, благодаря этому судну, застрявшему на мели, смог спастись мальчик-сёрфингист.

Не менее сложным оказался и другой случай. Зима выдалась очень холодной, мороз и ветер в сумме давали минус 15 градусов. В составе каравана шли около десяти судов, в том числе сухогруз «Дунай-экспресс». Ледокол очень осторожно пробивался сквозь ледовое поле. На расстоянии десяти миль от берега крен сухогруза превысил 15 градусов, и в этот момент льдина пробила обшивку в районе машинного отделения. Собственными силами экипаж не мог справиться с пробоиной, «крутовцы» также подключили водоотливные насосы, но и это не помогло. Повреждённое судно обесточили, экипаж эвакуировали. В тот раз капитан ледокола принял решение отбуксировать сухогруз в порт и лишь потом продолжить ледовую проводку каравана. Ночью, в мороз и на ветру, это была очень непростая операция. Но ейчане с честью справились с задачей…

 

Люди — наше всё

Обо всём этом мне рассказывали вместе с капитаном его коллеги, друзья. Второй механик Николай Иванов, совсем недавно ушёл с должности «стармеха». Он уже пенсионер и просто не мыслит своей жизни без морских просторов. По окончании херсонской мореходки по распределению попал в Находку, побывал за границей, в странах Латинской Америки, Китае. Последние годы трудится на ледоколе. Начав свой путь рядовым мотористом, дошёл до третьего лица на судне – старшего механика. Сейчас на ледоколе «Капитан Крутов» растёт новая смена. Владимир Кротенко, окончивший Волжскую государственную академию водного транспорта — старший элеткромеханик. Владимир Кузнецов впервые пришёл на судно курсантом-практикантом, с 2000-го года – полноправный член экипажа, второй электромеханик. «Я рад, что связал свою жизнь с морем, – говорит Владимир Кузнецов. – Мне нравится, что к дому близко, работаю по профессии, в море выходим, команда отличная, мы всегда поддерживаем друг друга». Молодой человек для экипажа стал настоящим «сыном ледокола» в прямом смысле слова, как сироту его всегда старались поддержать и делились премудростями морского дела.

С не меньшим уважением и благодарностью капитан судна рассказал и о двух женщинах на ледоколе. Вот уже восемь лет полноправная хозяйка камбуза Елена Шадских, помогает ей дневальная Елена Грунёва. И эти две милые женщины вовсе не прочь «побаловать плюшками» членов экипажа, а чтоб их напечь к завтраку, нужно встать часов в пять. «Я уже привыкла, – говорит Елена Шадских. – Труднее всего, когда качка и вся моя посуда ездит по столу или печке». При том, что дно у кастрюль и сковородок особенно толстое, как говорится, – специфика требует. Меню на ледоколе самое разнообразное: запеканки, блинчики, каши, вареники, не говоря уж про супы, борщи и компоты. А если учесть, что дежурная смена во время навигации больше 20 человек, то готовить приходится много.



Я ни о чём не жалею!

– Быть капитаном ледокола – звучит гордо? – спрашиваю у капитана Евгения Панюшкина на мостике, откуда открывается отличная панорама вглубь Таганрогского залива, на рейд.

– Да, – просто и без затей ответил он. – Сколько было таких ребят, которые по окончании вуза ушли в другие профессии, «рассеялись по суше». Думаю, мне повезло, что я занимаюсь любимым делом. Повезло в том, что наша команда очень дружная. Я всегда могу положиться на своих помощников. Например, от штурмана очень многое зависит. Когда он ведёт корабль, то должен чувствовать его, как никто другой. И нередко штурману нужно принимать молниеносное решение, ориентируясь исключительно на ледовую обстановку, не ждать подсказки.

Капитан вместе с экипажем уверены: несмотря на солидный возраст, «Капитан Крутов», который проходит ремонты в соответствии с планом, прослужит на пользу людям ещё не один год. С днём рождения, ледокол!

Марина ШКЕТОВА.

Ваши объявления

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 
 

Гид по Ейску