Две недели в станице Должанской собирала материалы к документальному фильму о кубанском казачестве женщина-режиссёр из Словакии.

Особый взгляд

Ей под сорок. Недавно окончила академию искусств в Банской Быстрице. О своей жизни «до» предпочитает не распространяться. Сейчас же с головой ушла в документальное кино. На счету Даны Кайноковой не так много работ, но сделанные уже показывают её интерес к острым социальным темам. Она – соавтор фильма о холокосте в Словакии, автор картины о тамошних бомжах (где их только нет). Причём, по её признанию, делать кино о бездомных и опустившихся людях морально было намного тяжелее даже, чем о массовом уничтожении евреев.

Но любимая её работа – фильм о проповеднике Мирославе Швидском. Есть человек в Словакии, который разработал учение о славянском образе жизни. Приняв имя Жиорислава, он организует фольклорные концерты, пропагандирует отказ от достижений западной цивилизации и возврат к образу жизни предков, следуя им во всём, будь то еда, одежда или способ передвижения. Среди его последователей большинство – селяне. Движение ширится, охватывая всё больше приверженцев.

Главное в деятельности режиссёра-документалиста, считает Дана, – умение разглядеть внутренний мир человека. Ведь всё, что нас окружает, по большому счёту, является отражением этого мира и влияет на остальных людей. Этот процесс бесконечен и многогранен.

Пока работы Кайноковой можно увидеть лишь в Интернете – она выкладывает их на YouTube. Старается сделать себе имя. Пробиться на этом поприще трудно, но Дана не теряет надежды.

Дитя случая

Всё в этой истории случайно: и появление режиссёра из Словакии в Ейске, и выбор темы двадцатиминутного документального фильма. В наш город Кайнокова приехала благодаря своему другу Сергею Ильиных. Этот ейчанин покинул родину в сложные девяностые годы. В поисках лучшей доли осел в Словакии, в той самой Банской Быстрице. «Мне надоело, как там все рассказывают небылицы о России. Разве что медведей на городских улицах не вспоминают», – говорит он. Сергей предложил Дане съездить в Ейск и снять здесь хороший фильм о наших людях и их нравах, пообещал выступить в роли переводчика.

Здесь и загорелась Дана идеей рассказать своим соотечественникам о кубанском казачестве. Но неожиданно столкнулась с непониманием руководства войска. В кадетский корпус её не пустили, местные атаманы общаться отказались, а из краевого департамента по делам казачества и работе с военнослужащими вообще пришёл недоброжелательный ответ. Спасительной соломинкой, ниспосланной свыше, оказалась случайная встреча двух иностранных гостей Ейска с заведующей должанским краеведческим музеем Аллой Гречиной. Именно она познакомила Кайнокову со старожилами станицы. Казаки, как того требует обычай, обратились за благословением к батюшке. Отец Андрей затею одобрил, и работа пошла.

Съёмочная группа побывала в храме, на занятиях конноспортивного клуба «Казачьи забавы», ходила по дворам. Снимала рассказы старых людей о Гражданской войне, голодоморе, гонениях, казачьей доблести.

«Данка, не жопся…»

Кайнокову я застал перед ноут­буком, переговаривающейся по мобильному телефону с коллегами. Спрашивала совета по тонкостям монтажа. Закончив разговор, она невероятно смущается: «Зачем журналист? Я же ничего ещё не сделала!».

Вдруг делается очень серьёзной и высказывает неожиданные мысли: «Казаки сильно отличаются от жителей всей остальной России. Несмотря на годы гонений, они сохранили особый дух, вольность мысли. У возрождения казачества есть огромные перспективы. Но этому процессу не дают нормально развиваться сверху, слишком всё регламентируя. Думаю, простые казаки сумеют преодолеть все трудности. Ведь самое трудное они уже пережили».

По её светящемуся лицу и оживлённой жестикуляции заметно, что должанцы ей понравились. Неожиданно женщина прерывает рассказ, взвизгивает и делает попытку бегства. Это она замечает извлечённый из кофра мой фотоаппарат. «Нет, нет, нет…» – зачастила Кайнокова. Испуг прямо-таки детский. Оказалось, что она очень критично относится к своей внешности и не любит фотографироваться. «Данка, не жопся», – уговаривает Сергей Ильиных. Это он не ехидничает. «Жопиться» на словакском, как и на древнерусском языке, означает «жадничать», «быть несговорчивым». Но Дана соглашается дать для публикации лишь снимок, на котором она берёт интервью у одной из жительниц станицы Должанской. И то лишь потому, что на нём камера скрывает её лицо.

Мнение

Через пару дней после этой встречи мне домой позвонила женщина, бог знает какими путями раздобывшая мой телефонный номер. Это оказалась Валентина Степаненко, жена первого атамана станицы Должанской эпохи возрождения казачества. Одна из тех, с кем общалась режиссёр из Словакии. Она прослышала, что я собираю материалы о Кайноковой и решила высказать своё мнение: «Вы знаете, она делает благое дело. И всё наше общество в этом её поддерживает». Вот вам и голос простого народа.