Верховный Суд разбирался в сложном вопросе: обязаны ли вы пустить в свою квартиру коммунальщиков, если нет аварий или жалоб. Как быть с настойчивыми просьбами управляющей компании зайти в квартиру, чтобы проверить все ли в порядке?
Например, управляющая компания затребовала от семьи пустить её специалистов проверить квартиру. Причём, ни аварий, ни жалоб от соседей на семью не поступало. Проверяющие аргументировали это тем, что у них есть информация о незаконной перепланировке помещения. Источник сведений называть отказывались и требовали доступ.
Хозяева долго упорствовали, но в итоге пустили коммунальщиков в ванную и туалет. Двери на кухню и в комнату закрыли. Сослались на то, что все технические коммуникации, включая общедомовые элементы, проходят именно через ванную и туалет.
Управляющая компания подала на собственников иск – обязать предоставить доступ во все помещения квартиры.
Суд первой инстанции коммунальщиков поддержал. Суд второй и третьей инстанции встал на сторону жильцов. Суды исходили из того, что для осмотра кухни и комнаты нет оснований, ведь там нет технического и санитарного внутриквартирного оборудования.
Доказательств жалоб собственников других помещений многоквартирного дома в связи с проведённым переоборудованием жилого помещения управляющая компания не представила.
Верховный Суд (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2019 № 4-КГ19-6) встал на сторону управляющей компании. Обязал собственников открыть квартиру для управляющей компании.
Сформировал позицию, что право доступа в квартиру имеется у управляющей компании в силу прямого указания в законе, не зависит от конкретных обстоятельств и установлено, в том числе для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем.
Опасный вывод, получается: собственники по первому запросу обязаны открывать двери и давать доступ в свои квартиры коммунальщикам. А те, могут даже не объяснять, зачем они пришли.