Олена ЖОЛОБОВА.
Так начинает каждый свой урок учитель русского языка и литературы, директор первой городской школы Татьяна Евгеньевна Волкова. Победитель муниципального этапа конкурса директоров, на днях она вернулась с краевого финала, войдя в десятку сильнейших руководителей школ.
– Татьяна Евгеньевна, конкурсантов было много?
– Всего из двух муниципальных образований не приехали директора,
поэтому участвовали 42 человека.
– Сколько среди них было руководителей-мужчин?
– Всего четверо. Остальные, традиционно, женщины…
– Кого-то для себя отметили?
– Очень понравилось выступление директора из Усть-Лабинска. Человек
просто фонтанировал оптимизмом. Его хватает на всех окружающих, думаю,
учителя этой школы тоже «зажигаются». Интересна и история руководителей
школы. Учреждение довольно солидное по возрасту, но за все время там
было всего три директора.
– Из каких этапов состоял конкурс? Что было в качестве домашнего
задания?
– Домашние заготовки для представления своей формулы успеха школы,
педсовета. Конкурсы-экспромты: выступление на родительском собрании,
совете школьного самоуправления. Все материалы, которые готовила на
краевой этап, отправила и на всероссийский конкурс директоров школ.
– Конкурс «Учитель года» уже стал привычным для многих событием.
«Лучшие директора Кубани» – дебют. Как возникла идея проведения такого
состязания?
– На мой взгляд, очень символично, что конкурс стартовал именно в Год
учителя. На всероссийском уровне конкурс проходил заочно. Очный этап на
Кубани проводился по инициативе краевого руководства. Я считаю, что от
позиции руководителя школы, его политики зависит будущее образования,
страны, если хотите. Тем более развитие педагогического потенциала
школы. И большую роль в этом играет умение работать в команде.
– Вы руководите школой с 2002 года. Удалось создать свою команду?
– Думаю, да. Поначалу было не так легко: некоторые педагоги, к
сожалению, предпочли перейти в другие учреждения. Но те, кто остался,
это моя гордость. В школе преподают 28 человек. Пять из них принимали
участие в конкурсе «Учитель года» (два победителя по кубановедению, два
призера). Из пяти участников «Моя классная – самая классная» – все
победители. Учитель начальных классов выиграла конкурс «Сердце отдаю
детям». Есть в школе и победитель регионального уровня в конкурсе «За
нравственный подвиг учителя». Все преподаватели участвуют в научных
проектах либо как руководители работ, либо как участники. Поверьте,
ученикам школы есть на кого равняться!
– Какова стратегия развития школы?
– Наша задача – подготовить конкурентоспособного выпускника, носителя
духовно-нравственных ценностей, который сможет реализовать себя в
различных сферах жизни. Решить ее невозможно без вовлечения всех
участников образовательного процесса: учеников, учителей и родителей.
Еще один важный элемент – социальное партнерство. Без привлечения в
школу материальных средств любое движение вперед может застопориться.
– Спонсоры – это понятно. Чем могут помочь родители в обучении?
– Большинство проблем учеников сегодня я вижу именно в слабом контроле
родителей, в их иногда слишком безответственном отношении к учебе
ребенка. Знаете, мне довелось работать учителем в Чехословакии. Так вот
там самым страшным наказанием была запись замечания в дневник. Вызов
родителей в школу приравнивался к ЧП. У нас же часто хоть весь дневник
испиши, никакой реакции не последует. В нашей школе сотрудничество с
родителями не менее важно, чем сам процесс образования. Мы стараемся
привлекать их не только к учебной деятельности, но и к внеклассным
мероприятиям. За успехи поощряются не только дети, но и мамы, папы,
дедушки и бабушки. Мы стараемся создать настоящую семью. Мне кажется,
наши дети в будущем никогда не оставят своих родителей. Обязательно
помогут детям.
– За последние годы первая школа кардинально преобразилась внешне,
введены классы казачьей направленности, ей присвоен «Знак общественного
признания». На этом фоне напрашивается вопрос: все так позитивно и
прекрасно?
– К сожалению, проблем тоже достаточно. И о них я никогда не умалчиваю.
Тем более они не оригинальны. Например, финансовая. Школа маленькая –
всего 518 человек, уровень доходов основной части родителей невысок. К
сожалению, введение даже минимальных платных услуг у нас невозможно.
Привлечение спонсорских средств, увеличение бюджетной поддержки –
единственный выход для нас. Другая проблема – кадровая. Сегодня
коллектив укомплектован, средний возраст педагогов – 42 года. Происходит
постоянное самосовершенствование учителя через курсы повышения
квалификации, тьютерство, проведение и посещение мастер-классов, участие
в профессиональных конкурсах. Только кто останется в школе лет через
пять, когда некоторые уйдут на пенсию? Молодые идут в школу редко.
– Это связано с низкой зарплатой?
– Я убеждена, что в школу идут по-настоящему увлеченные профессией
люди. Деньги не должны быть стимулом. Но молодых все же надо
поддерживать в наше время. Пусть не высокой зарплатой, но
предоставлением жилья для тех, кто работает по специальности. Нужна и
моральная поддержка: увы, сегодня институт наставничества сведен
практически к нулю. Очень надеюсь, что внимание к трудностям педагогов
не закончится вместе с Годом учителя.
– Об этом говорили на конкурсе?
– Конечно. Нас практически призывали озвучивать прежде всего именно
проблемы.
– Как считаете, что именно вам помогло войти в десятку, если беды и
удачи практически у всех схожи?
– Думаю, оптимистичный настрой, уверенность в своих силах. И, надеюсь,
некоторый артистизм. Многие, глядя на меня, считают: «Этой женщине все
удается легко». Пусть это не всегда так, но это не повод опускать руки.
Вот это я и продемонстрировала в защите формулы успеха. На
импровизированном педсовете нашла общий язык с «чужими» родителями,
смогла убедить их в правильности своей позиции. В общем, симпатии
зрителей были на моей стороне.
– Татьяна Евгеньевна, поздравляем вас с этим успехом!
– Спасибо!