В Ейске в сентябре, когда уходящее лето встречается с осенью, всегда бывают кратковременные, но сильные штормы. Ветер с ураганной силой валит деревья, срывает кровли, обрывает провода. В 2015 году на ул. Железнодорожной сильно качающимися ветвями деревьев сорвало фазовый 380-вольтовый провод. Весь вечер был перехлёст с нулевым проводом. Снопом сыпались искры от короткого замыкания. Несколько раз мы звонили в «аварийку», но там было занято или не отвечали. Лишь к полуночи, когда ветер стих, дозвонились. Нам сказали, что приедут утром. Приехали и посадили фазовый провод на изолятор. Обрезать ветви не стали. Сказали, что это забота муниципальных властей.

 

Опасаясь повторения подобной ситуации, мы написали заявку в службу ЖКХ на обрезку крон деревьев. Там сказали, что придётся подождать с месяц ввиду сильной занятости. Прошёл месяц, другой, третий… В январе 2016 года в почтовых ящиках появился рекламный листок, в котором сообщалось: «Спиливаем и обрезаем деревья с вывозом ветвей. Очень дёшево».

 

Я позвонил по указанному номеру телефона. Приехали очень быстро, на грузовой машине с удлинённым кузовом. Молодой человек (бригадир) стал осматривать, какие деревья надо подрезать. Я показал 3 дерева до ул. Московской и 4 — после Московской. Посетовал на муниципальную службу ЖКХ. Он подтвердил, что там не хотят заниматься этим делом, а вот они сделают это очень быстро (по хорошей погоде). Назвал цену: 3 тысячи за обрезку, 2 тысячи за вывоз. Меня это смутило (очень дёшево?), но я промолчал. Сказал, что это не к спеху.
 

«Сейчас нет у меня такой суммы. Через 6 дней получим пенсию, поговорю с жителями ул. Железнодорожной, №20-24. Если согласятся скинуться, тогда приезжайте обрезать».

 

На другой день была хорошая погода. На дереве у нашего дома появился пожилой человек, обрезающий ручной ножовкой ветви. Внизу — молодой человек принимал обрезанные ветви и складывал их у проезжей части шоссе с интенсивным движением. Меня вызвали насчёт оплаты за работу. Я сказал, что ещё не договорился с жителями, да и до пенсии ещё 5 дней. Молодой человек скомандовал пожилому: «Слезай! Платить не будут!». Но тот не слез, мол, надо закончить. Вся обрезка трёх деревьев длилась меньше часа. Я сказал, что 500 рублей я ещё могу отдать. Хоть на хлеб оставьте. Если согласны — возьмите. Больше не получите. Ведь говорили, что делаете быстро и очень дёшево. Через 5 минут пожилой человек добросовестно обрезал мешающие ветви и слез с дерева. Я отдал ему 500 рублей, он поблагодарил, я пожал ему руку.

 

Через полчаса меня снова вызывают. Приехали на длинном грузовике. В нём — бригадир. Не выходя из кабины, спрашивает:

 

— Сколько и кому ты отдал деньги за обрезку?

— Тому, кто обрезал на дереве, — 500 рублей, — ответил я.

— Ты должен был отдать мне, как бригадиру. И не 500 рублей, а больше.

— Вы начали раньше, деньги не собраны. Времени вы потратили мало. Ветви caм уберу. Больше ничего не дам, — сказал я.

— Дайте мне хотя бы на бензин, чтобы доехать до пригорода, — потребовал бригадир.

 

В кошельке у меня оставалось 100 рублей. Отдал. «Мало», — сказал бригадир. Я наскрёб в кошельке ещё 60 рублей мелочью. Возмущённый бригадир сказал, что я жаден, что обдираю летом отдыхающих, сдавая жильё, а за обрезку ветвей не хочу заплатить. Я ответил, что никогда курортников не держал и некого мне было обдирать. Не моя стихия.

 

На другой день до обеда подъезжают ко мне на белом легковом автомобиле мужчина и женщина. Мужчина (водитель) вышел из авто и спросил: «Почему ветви лежат у дороги? Если сегодня не уберёте — будете оштрафованы городской администрацией». Я рассказал, что перед получением пенсии денег нет, а с меня вымогают обрезчики с длинной машиной. Он объяснил ситуацию женщине. Та приказала мне затаскивать ветви во двор немедленно и уничтожать. Я сказал, что всё это вымогательство, а ветви сегодня-завтра измельчу и сожгу на костре в 15 метрах от шоссе, как всегда делал. Мужчина согласился, что это действительно вымогательство. Уехали.

 

Я вышел с секатором и топором. Начал измельчать ветви, оттаскивая от проезжей части дороги. Около часу работал. Ноги замёрзли. Раздался звонок мобильного телефона. Звонит бригадир обрезчиков. «Так ты платишь за вывоз ветвей? Администрация ответ требует». Отвечаю: «Я уничтожаю ветви на месте. И платить вымогателям не собираюсь». Забрал инструмент и пошёл в дом погреться.

 

Через 15 минут выхожу продолжать работу. Длинная машина стоит на обочине шоссе, а молодые парни грузят ветви, как измельчённые, так и крупные. Я стал помогать грузчикам. Бригадира не было. После тяжёлой болезни, реанимации (второй раз инфаркт, да и возраст под 80) я быстро устал и сказал об этом грузчикам. Парень ответил: «Мы вас не просили помогать. Идите, отдыхайте». Я ушёл.

 

До сих пор не могу забыть подробности этого инцидента, пытаюсь понять причины хамского отношения молодёжи к старикам и равнодушия.

Валерий Мельник.