Ведь грамотность – это не только умение читать и писать, но и способность общаться, умение публично выступать, активно участвовать в жизни общества.

Сегодня умение и навык публичных выступлений, демонстрирующих культуру и красоту речи, нужны всем: учащимся и учителям школ, студентам и преподавателям ссузов и вузов, общественным деятелям и дипломатам, руководителям разных уровней управления. Этого требуют их выступления на многочисленных форумах и симпозиумах, семинарах и конференциях, пленумах и съездах.

«Заговори, чтобы я тебя увидел» — говорил древнегреческий философ Сократ. На первый взгляд, высказывание вроде бы нелогично: как это увидеть, а не услышать человека через его речь? Но разве древние мудрецы могли быть нелогичными? У великих мыслителей каждое слово всегда имеет глубокий смысл. Вот и Сократ уже тогда, в пятом веке до нашей эры, считал, что «каков человек, такова и речь его».

Именно речь человека – его визитная карточка, которая сразу обнаруживает интеллектуальные возможности говорящего, уровень его мышления, эрудицию, зрелость, общую культуру, богатство или отсутствие культуры речи. Значит, прав Сократ, через толщу веков донёсший до нас истину: чтобы увидеть и понять внутренний мир человека, прежде всего нужно услышать его речь, то есть «Заговори, чтобы я тебя увидел». А наш русский народ, создавший богатейший арсенал крылатых высказываний на все случаи жизни, этот сократовский афоризм отобразил по-русски так:

«Речь – это зеркало души»

Но чтобы зеркало нашей души всегда сверкало чистотой, совсем нетрудно выполнять для этого несложные процедуры. Вот только некоторые из них:

1. «Отмыть» наше речевое зеркало от нецензурной брани, жаргонизмов и слов-паразитов.

2. Правильно произносить известные слова (ударный слог мы выделим большой буквой): баловАть, втрИдорога, газопровОд, граждАнство, граффИти, жалюзИ, завИдно, занялА, занятА, исчЕрпать, кровоточИть, лососЁвый, нефтепровОд, обеспЕчение, облегчИть, облегчЁнный, оптОвый, освЕдомиться, перенЯвший, принУдить, приобретЕние, слИвовый, срЕдства, углубИть, углублЁнный, убЫвший, умЕрший, фенОмен.

3. Знать точное значение слов, которые мы употребляем в своей речи. Например, ставшее уж очень распространённым сегодня слово «озвучить» имеет только одно значение: «записать звуковое сопровождение фильма, озвучить роль». Но ошибочно говорить: «он озвучил тезисы доклада» (здесь уместно сказать: «огласил» или «объявил»).

«Живучей» остаётся и речевая ошибка, связанная с вопросом к очереди «кто крайний?». Но так как очередь имеет два края, то, по логике вещей, оба человека (кто впереди очереди и кто в её конце) вполне могут вам ответить утвердительно. Речевой же этикет в данном случае подсказывает правильный вопрос: «Кто последний в очереди?» (то есть тот, кто идёт по следу предыдущего).

 Зачастую можно услышать признание «я скучаю за вами», в котором употребление предлога «за» считается речевой ошибкой. Согласно толковому словарю Ожегова, скучать можно только о ком-то, по кому-то или о чём-то, по чему-то (скучать о детях, скучать по дому).

4. И, конечно же, надо стремиться к красоте,  эмоциональности, образности своей речи, особенно если приходится выступать перед публикой. Украсить речь,  сделать её более заметной и запоминающейся помогают такие  выразительные средства языка, как сравнения, метафоры, крылатые выражения, риторические вопросы. Приведу лишь один пример из эссе, в котором автор нашла удивительные сравнения  в описании нашего города Ейска: «Он красив, словно молодой казак на гнедом коне, важен, словно атаман, призадумавшийся о будущем  страны. И, наконец, очарователен, наивен, как очаровательны бывают невесты…» Таким увидела любимый город Софья Борчанинова, учащаяся 11 класса СОШ № 9 с. Кухаривки.

«Поэтами рождаются, ораторами становятся!»

В этом был убеждён самый выдающийся оратор и философ Древнего Рима Марк Туллий

Цицерон (106 г. до н.э. – 43 г. до н.э.) и всей жизнью доказал справедливость своего убеждения. Выходец не из аристократических слоёв, которым был закрыт путь во власть, Цицерон благодаря своему природному уму, настойчивости в овладении знаниями и ораторскому таланту сделал блестящую карьеру: был избран в сенат, стал консулом, играл ключевые роли в политической жизни страны. О нём говорили, что это был оратор с возвышенной силой мысли и торжественностью её выражения. Речи Цицерона – настоящие жемчужины мудрости, просвещённости, нравственной силы, убеждённости и красоты.

Прошло уже более двух тысяч лет со времени деятельности этого необыкновенного человека, но до сих пор его трактаты, речи и выступления изучаются учёными разных стран. Он оставил после себя много опубликованных трудов об ораторском искусстве, которые изучались во все времена, но особую актуальность его литературное наследие приобретает в наши дни, когда на многих телевизионных каналах политические дебаты стали преобладающей формой доведения истины до слушателей. В своё время Цицерон был убеждён, что любой государственный и общественный деятель должен владеть искусством публичного слова.

Так каким же, по мнению Цицерона, должно быть ораторское искусство? Прочтём лишь несколько его высказываний:

  • Оратор должен понимать три вещи: что сказать, где сказать и как сказать.
  • Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческой болтовнёй.
  • Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет им удовольствие, и производит на них сильное впечатление.
  • Речь должна быть развёрнутая, с использованием ярких слов и выражений, которые смогут затронуть струны души слушателя.
  • Величайшее из достижений оратора – не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.
  • Трудности в построении красивой речи объясняются тем, что красноречие рождается из очень многих знаний и стараний.
  • Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно, изящно, с достоинством при исполнении.
  • Оживляй речь юмором, тогда удержишь внимание слушателей.

Знаете ли вы, что…

Мысль Цицерона о том, что оратором может стать любой желающий этого человек, в истории подтверждалась неоднократно. Правда, это может произойти только при очень важном условии: если человек много и упорно будет работать над своей речью, а также над усвоением многогранных знаний. Одним из самых ярких примеров этого остался в веках знаменитый древнегреческий оратор Демосфен (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.). С детства он мечтал стать оратором, но ребёнком был слабым и отстающим в физическом развитии, а также очень заикался и картавил. К тому же, когда он начинал говорить, сильно волновался, и оттого его плечо то и дело подёргивалось, что вызывало насмешки товарищей.

И Демосфен начал усиленно и систематически работать над собой. Он набирал в рот небольшие камешки и старался говорить чётко и ясно. А чтобы развить дыхание и силу голоса, он громко читал стихи во время подъёма на гору. Прогуливаясь по берегу моря, юноша говорил так громко, чтобы его голос заглушал шум прибоя. Подёргивание же плеча будущий оратор решил одолеть воистину необычным методом, используя острый меч. Оружие было подвешено к потолку, и Демосфен репетировал, вставая так, чтобы острие меча касалось плеча всякий раз, когда оно подёргивается. Таким образом он смог добиться контроля и над телом. А его друг-актёр научил Демосфена свободно держаться во время выступлений. Всё это позволило Демосфену стать настоящим профессионалом своего дела и прославиться в веках непревзойдённым оратором.

Что ж, пример Демосфена благодатен и многозначителен. Это подтверждает и русская пословица: «Корень ученья горек, да плод его сладок».

Источники:

  • * Аванесов Р.И. Орфоэпический словарь русского языка. М., 1987.
  • * Зайцева В. В. Словари и речевая культура. М., 2015.
  • * Цицерон. О нахождении риторики. М., 2020.