– На подворье, где мы сейчас живём, – рассказывает Виктор Иванович– стояла небольшая саманная хата моих родителей. Здесь я родился, тут прошло моё детство, юность. И с родной земли я никуда не уезжал. После войны жилось трудно: полки магазинов не ломились от продуктов, одежды и обуви. Родители прикладывали все силы к тому, чтобы дети были сыты, одеты и обуты. Разрушенное в годы войны народное хозяйство постепенно восстанавливалось. В конце 1947 года отменили карточки на промышленные и продовольственные товары, снизились цены.

Родители, несмотря на трудности, дали мне возможность окончить семилетнюю школу. По тем временам это было очень хорошим образованием. Но учиться дальше не получилось. Устроился в колхоз «Победа», работал на прицепных агрегатах. Прицепной агрегат постоянно находится в шлейфе пыли движущегося впереди трактора. От пыли не спасала даже марлевая маска.

В детстве Виктор Иванович застудил лёгкие, и дышать воздухом, насыщенным пылью, ему было нелегко. Поэтому вскоре перешёл в строительную бригаду. На Кубани в те далекие годы в каждом колхозе и совхозе был свой строительный участок либо бригада. Эти подразделения строили животноводческие и птицеводческие фермы, производственные помещения, ремонтировали здания.

Колхозов и совхозов в районе было много, и мощностей строительных организаций на все сельхозпредприятия не хватало. Руководители хозяйств и создали свои строительные участки и бригады.

В бригаде под руководством опытных мастеров Виктор Иванович выучился на каменщика.

Благосостояние кубанцев год от года улучшалось. У колхозников появились средства на строительство своих домов, и Виктор Иванович на месте саманной хаты родителей начал строить новый дом. Стены из кирпича выложил сам. Смонтировать крышу помогли товарищи. В общей сложности стройка длилась четыре года. Можно было завершить строительство и быстрее, но работы сдерживались из-за отсутствия строительных материалов. Это сейчас можно свободно приобрести всё, что необходимо для стройки, были бы деньги. А в те далёкие времена деньги были, но в магазинах необходимые материалы чаще всего отсутствовали. Помощь оказывал колхоз. Хозяйство по фондам получало пиломатериалы, цемент, кирпич и т.д. И часть продавало колхозникам. Поддержкой хозяйства воспользовался и Виктор Савельев.

– В колхозе приходилось работать, не считаясь с личным временем, – рассказывает Виктор Иванович. – Но в субботу вечером молодёжь стекалась в поселковый клуб. Он был построен ещё в 30-е годы прошлого столетия. Как рассказывали родители, в Широчанке была церковь. После революции и Гражданской войны началась активная борьба с православной верой. В нашем посёлке храм разобрали. А из церковных кирпичей построили клуб. Здание, к слову, стоит до сих пор, и в нём, как и раньше, располагается очаг культуры.

Со своей будущей женой Диной Виктор Савельев учился с первого класса. После окончания школы видеться молодые люди стали реже. Виктор трудился в колхозе, а Дина продолжила обучение. Встречались иногда по вечерам, вместе ходили на танцы и в кино. Сыграли скромную свадьбу. И вот уже более 60 лет идут по жизни рука об руку. Вырастили сына, который пошёл по стопам отца, стал строителем.

За годы работы в колхозе Виктор Иванович принимал участие в строительстве многих важных для хозяйства объектов. Колхоз, а позже совхоз «Урожайный» наращивал производство сельскохозяйственной продукции. На полях кроме зерновых и зернобобовых культур, кукурузы и подсолнечника, выращивались овощи и фрукты, имелась плантация винограда. Продукция высокого качества из «Урожайного» шла на стол горожанам.

Поработав в строительной бригаде, Виктор Иванович решил сменить место работы и устроился на завод «Полиграфмаш»: на предприятии заработная плата выше да и работали по восемь часов в день. Конечно, приходилось оставаться в цехе и сверхурочно. Как правило, это происходило в конце месяца, квартала, чтобы завод мог выполнить план.

В цехе над Виктором Савельевым шефство взяли опытные специалисты. Они научили его работе на горизонтально-расточном станке «Шкода». И стал Виктор Иванович делать детали для печатных машин, которые отправлялись не только по городам и весям Советского Союза, но и за рубеж.

– Приятно было сознавать, что в каком-то государстве в типографии стоит печатная машина, на табличке которой стоит надпись «Сделано в Ейске», – рассказывает Виктор Иванович. – 24 года проработал я на «Полиграфмаше». Оттуда и ушёл на заслуженный отдых.

Вглядываясь в прошлое, хочу сказать, что в 50-70-е годы сельское хозяйство и промышленность Краснодарского края развивались очень динамично. В 90-е годы всё пришло в упадок.

Радует, что в новом тысячелетии началось возрождение сельскохозяйственной отрасли. Надеюсь, что развитие края продолжится и дальше, и Кубань будет занимать лидирующие позиции среди российских регионов.