Лето
Спустя 2 дня, 24 июня командование местного авиационного училища издало Приказ № 1. Документ предписывал введение строгого режима военного времени для г. Ейска и прилегающих районов Краснодарского края: Камышеватского, Лиманского, Старощербиновского, Староминского и самого Ейского района. В целях безопасности устанавливалось постоянное патрулирование важнейших объектов инфраструктуры, включая автомобильные трассы, железные дороги, порт, почту и телеграф. Город погрузился в полутьму: введена обязательная светомаскировка зданий и учреждений, а с наступлением ночи — строгий комендантский час (с 22:00 до 5:00). В составе училища были выделены эскадрильи прикрытия для обеспечения противовоздушной обороны аэродрома.
К концу июня около 15 тыс. жителей отправились защищать Родину, оставляя семьи, дома и привычный быт позади. Сборный пункт располагался рядом с современным сквером им. Пушкина. Отсюда солдаты, построившись в колонны, направлялись к железнодорожной станции.
Параллельно шла перестройка гражданских структур на военный лад. Местные власти организовали городской комитет обороны, куда вошли представители городского совета, исполкомов, партийных и комсомольских организаций. Население активно включалось в мероприятия гражданской обороны, проходя обязательные курсы по защите от возможных атак противника.
7 июля советское правительство постановляет организовать массовое обучение гражданского населения правилам противовоздушной и химической защиты.
Одновременно создавались группы быстрого реагирования на разрушения, вызванные боевыми действиями. Из рабочих, служащих и молодёжи формировался истребительный батальон для охраны городских объектов и наблюдения за воздушным пространством. Позже многие жители Ейска приняли участие в обороне не только родного города, но и сражениях за Новороссийск, а зимой 1942 г. рисковали жизнью, отправляясь в разведывательные операции по замёрзшему Азовскому морю.
Госкомитет обороны 20 июля принимает важное решение: создать Азовскую военную флотилию.
Осень
В сентябре в городе были развёрнуты 3 госпиталя.
Кроме того, начинается новый этап борьбы за выживание: в городе вводят продуктовые карточки на хлеб, сахар и т.д. Продукты распределялись строго по установленным нормативам, отражающим степень участия граждан в военном производстве и транспортной инфраструктуре.
Рабочие, инженерно-технические работники, служащие оборонительных отраслей промышленности, железнодорожного и морского транспорта получали по 400-800 г хлеба в день, всё остальное население – по 400-600 г.
Радиовещательная сеть лишилась почти всей техники связи. Ламповые приёмники, радиолы изымались и передавались на централизованное хранение. Теперь связь с внешним миром осуществлялась исключительно через радиотрансляции сообщений Совинформбюро и системы оповещения воздушной тревоги.
Осенью налаживается регулярное сообщение между Ейском и Керчью. Пароходная линия обеспечивает бесперебойную доставку грузов, боеприпасов и технических материалов для нужд 51-й армии.
В сентябре авиационное училище вынуждено перебазироваться в Моздок. Вслед эвакуируются завод «Молот», обувная фабрика. Несмотря на сложности, обе организации вскоре возвращаются обратно и продолжают работу вплоть до момента оккупации города немецко-фашистскими войсками в августе 1942 г.
В октябре 1941 г. руководство Краснодарского края обращается к советскому правительству с инициативой формирования добровольческого казачества. По предложению краевого комитета партии создаются сотни кубанских казаков, среди которых были и наши земляки. Эти части составили основу будущего
17-го казачьего корпуса, позже преобразованного в прославленный 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус.
Сусанна Сомова, по материалам Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова.
Добавить комментарий