58 тысяч истязали так, что опознать их было невозможно. О том, как архивные документы подтверждают зверства фашистов, не дают фальсифицировать нашу историю и о многом другом «АиФ-Юг» рассказала руководитель ГКУ «Центр документации новейшей истории Краснодарского края» Наталия Попова.

В учреждении хранятся документы, в том числе уникальные 1941-1943 годов. По словам руководителя, рассекречивание архивных документов периода Великой Отечественной — дело приоритетное. Началось оно ещё в девяностых годах прошлого века.

«Сейчас рассекречены более 330 тыс. единиц хранения, 14,7 миллиона листов, — говорит Наталия Попова. — Ознакомиться с архивными документами из фондов Центра документации и пролистать дела можно в читальном зале, а также на нашем сайте».

Архивисты Центра принимали участие в работе над региональным томом сборника «Без срока давности: преступления нацистов и их пособников против мирного населения на оккупированной территории РСФСР в годы Великой Отечественной войны». Они и сейчас продолжают искать в архивах подтверждения о злодеяниях немецко-фашистских оккупантов против мирных жителей, о нанесении экономического ущерба на территории Краснодарского края.

Казни, душегубки, концлагеря

Ещё со школы каждый житель края знает о трагедии посёлка Михизеева поляна, который 13 ноября 1942 года немцы сожгли, предварительно расстреляв 207 жителей. И таких преступлений против мирных жителей было очень много. Шло тотальное ограбление края, насильственный угон, массовые казни, душегубки и концлагеря.

Захватчики надеялись, что казаки массово пойдут против советской власти. Но когда поняли, что просчитались, политика сменилась.

Вместе с немецкими войсками на Кубань прибыл целый обоз гитлеровских спецслужб — разведывательных, контрразведывательных, карательных. Они вербовали предателей, формировали полицию, проводили аресты коммунистов, советского актива и других «неблагонадёжных». Не щадили ни детей, ни стариков. Поголовному истреблению подвергалось еврейское население. Уже в конце августа 1942 года размещавшаяся в Краснодаре «зондеркоманда СС-10 А» применила здесь машину смерти — душегубку.

В августе в Краснодаре «зондеркоманда СС-10 А» применила машину смерти — душегубку. С января 1943 года она работала ежедневно.

Уже 27 марта 1943 года, после освобождения Краснодара и большинства районов Кубани, начала работать краевая комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков на Кубани. Действовала она до 1949 года.

Документально подтверждёно:

— в Краснодарском крае было убито, замучено оккупантами и их пособниками 61 540 человек, более 58 тысяч жертв опознать не удалось — погибшие были обезображены до неузнаваемости.

— в Краснодаре за полгода оккупации погибли более 13 тысяч человек, опознаны лишь немногие.

— в противотанковом рву в районе завода измерительных приборов в июне 1943 года обнаружено 7 тысяч трупов, в том числе 85 детей грудного возраста.

16 января 1943 года немецкое командование в Краснодаре провело облаву. Схватили 800 человек, не зарегистрированных на бирже труда. Всех их убили. На территории совхоза № 1 комиссия вскрыла могилу, в которую были захоронены около 500 трупов. Это были евреи, проходившие «регистрацию». В городской больнице № 3 уничтожили 320 больных людей. При бегстве из Краснодара гестаповцы сожгли до трёхсот человек арестованных».

В Тихорецке немцы истребили более 400 человек. Перед отступлением из Новороссийска вывезли всё население — 45 тысяч горожан. Бойцы Красной армии и партизаны увидели совершенно опустошённый и разрушенный город, а среди дымящихся руин бродили полчища крыс.

В 2019 году Следственный комитет России по результатам изучения рассекреченных ФСБ России архивных материалов об убийстве в октябре 1942 года 214 воспитанников Ейского детского дома возбудил дело о геноциде. Но это не значит, что правда открылась только сейчас.

После освобождения Ейска акт об этом злодеянии был отпечатан Политуправлением Черноморского флота в виде листовки под заголовком «Немцы убили 214 детей»

Были указаны фамилии всех погибших детей. Им было от четырех до семи лет.

Такие преступления не могут быть безнаказанными, они не имеют срока давности.

«Проект «Без срока давности» именно об этом — сегодня у нас нет права забывать о тех страшных событиях, через которые прошли наши прадеды и деды», — говорит архивист.

«9 мая 1945 года кубанские газеты пестрили заголовками о «всенародном ликовании на Кубани», — рассказывает Наталия Попова. — В станицах и городах края проходили стихийные митинги, «ночью и утром не смолкали песни и музыка, не прекращались пляски».

В одном из докладов секретаря райкома о праздновании Дня Победы сообщалось, что «9 мая в три часа утра, лишь только стало известно по радио о подписании Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, как в городе уже никто не спал, всё население вышло на улицу. Всюду гремело «Ура!»… Люди, совершенно не знакомые, встречаясь на улице, со слезами на глазах целовались и поздравляли друг друга с Победой…»

Открывая документы, относящиеся к 9 Мая 1945 года, всегда чувствуешь радость и гордость за наше Великое поколение победителей.