Генерал-полковник авиации Тимофей ХрюкинИгорь МАЛАХОВ.

21 июня исполняется сто лет знаменитому ейчанину: военачальнику Великой Отечественной, генерал-полковнику авиации Тимофею Хрюкину. Практически вся жизнь этого человека прошла на фронтах. Летную
школу он окончил в 1933 году, а с 1936 года Тимофей Хрюкин почти
без
перерыва – участник разных войн.

В числе первых советских добровольцев
его отправили в Испанию воевать на стороне республиканцев с фашистскими
мятежниками. С 1938 года Хрюкин воюет в Китае с японцами. Затем была
советско-финская война, нападение фашистской Германии на СССР… Карьера
стремительно развивалась благодаря профессионализму летчика. Участие в
каждой из войн отмечалось боевыми наградами, и не только советскими.
Хрюкин командовал эскадрильей, затем – группой бомбардировщиков,
авиабригадой. Во время войны с финнами он возглавил ВВС 14-й армии. В
мае 1940 года Хрюкину было присвоено звание комдива, а с введением
генеральских званий – генерал-майора авиации. И это в тридцать лет!
Такие молодые военачальники были в русской армии разве что во время
войны 1812 года.

Эта стремительная карьера могла оборваться в самом начале из-за
досадной неудачи. В Китае Хрюкин командовал группой молодых летчиков. Во
время выполнения одного важного задания его бомбардировщики попали в
сплошные облака и растеряли друг друга. На свой аэродром вернулось лишь
три самолета, остальные приземлились где попало. Командиру,
ответственному за невыполненную операцию, это могло дорого обойтись. Но
за него заступился комиссар группы советских летчиков-добровольцев в
Китае Андрей Рытов. Провал операции Хрюкину сошел с рук – командование
решило простить подающего большие надежды летчика. И не зря. Буквально
через несколько дней после этой истории бомбой, сброшенной с самолета
Тимофея Хрюкина, был уничтожен мощный японский авианосец «Ямато-мару».
За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Июнь 1941 года застал Хрюкина на посту командующего ВВС 12-й
армии. Благодаря его умелому руководству этому соединению,
располагавшемуся вблизи государственной границы на юге Украины, удалось
избежать тяжелых потерь в самолетах в первые дни войны. Личный состав и
техника были переведены на запасные аэродромы и смогли принять участие в
ожесточенной борьбе за воздушное пространство нашей страны. Уже в
первый день войны летчики Хрюкина сбили тринадцать немецких
бомбардировщиков. Именно Тимофей Хрюкин с самого начала войны упорно
настаивал на том, что авиация должна действовать массированными ударами,
а не распыляться на небольшие группки ради поддержки каждой наземной
части. Именно такая тактика дала возможность длительное время сдерживать
наступление немецких танковых колонн Клейста.

Во время героической обороны Сталинграда Тимофей Хрюкин возглавил
защиту неба над городом. Здесь в практику советской авиации он ввел
метод «свободной охоты». Он заключался в том, что истребители
патрулировали небо в местах возможного появления противника и шли в
атаку при появлении вражеских самолетов. Тот же метод распространялся и
на бомбардировщики, которые охотились таким образом на наземные цели. С
появлением под Сталинградом одной из лучших авиационных эскадр, каждый
летчик которой считался настоящим асом, Хрюкин приступил к созданию
подобного же элитного подразделения в своей 8-й воздушной армии. В 9-й
гвардейский истребительный авиационный полк отбирались лучшие из лучших.
Причем перед переводом в эту часть с кандидатами проводил беседу лично
командарм. Замысел оправдал себя. Летчики-истребители широко
использовали перехват вражеских самолетов из засад, небольшими силами
вступали в бой с большими группами противника и побеждали его. Был
организован наземный пункт управления истребителей, наблюдатели которого
быстро наводили наши самолеты на цели. Многие летчики 9-го гвардейского
истребительного авиаполка стали Героями Советского Союза, трое из них
получили это звание дважды. Один только Владимир Лавриненков за месяц
боев над Волгой сбил 16 немецких самолетов.

Итогом боевого пути Тимофея Хрюкина стал штурм Кенигсберга,
который сами немцы считали неприступным. Перед 1-й воздушной армией,
которой командовал Хрюкин, была поставлена задача постоянно бомбить
крепость, чтобы облегчить наступление наземных частей. Истребители
добились того, чтобы в небе над Кенигсбергом не появился ни один
вражеский самолет. Наступление наших войск поддерживали тяжелые
бомбардировщики. В ночь с 9 на 10 апреля 1945 года остатки немецкого
гарнизона капитулировали. Тимофей Хрюкин за умелое руководство войсками в
этой операции получил вторую Золотую Звезду Героя.

Казалось бы, после войны этот человек должен был многое сделать
для развития отечественной военной авиации. Он был молод, полон сил и
здоровья, имел огромный боевой и командный опыт. Но его короткая жизнь,
как комета, промелькнула на небосклоне нашей истории, оставив в ней
глубокий след. Тимофей Хрюкин трагически погиб в 43 года. Находясь на
учениях, ехал в своем автомобиле. Неожиданно на дороге показалась группа
женщин. Водитель растерялся, а боевой командарм мгновенно оценил
обстановку и рванул руль из его рук. Машина свалилась в кювет, а генерал
получил тяжелые травмы. Умер он 19 июля 1953 года.