Игорь МАЛАХОВ.

Для своего времени это был уникальный корабль. Первый дизельный пароход на Чёрном море. Быстроходное и хорошо вооружённое судно, наводящее ужас на контрабандистов и перевозчиков нелегальной литературы. У кораблей, как и у людей, своя судьба. Однажды она привела крейсер пограничной стражи «Ястреб» в Ейск. Здесь он и остался навеки.

Против контрабанды

В конце девятнадцатого века Черноморское побережье России буквально кишело контрабандистами. Пограничная стража не раз обращалась к руководству с просьбой организовать охрану южной морской границы. С 1900 года до начала Первой мировой войны на Чёрном море постепенно развивалась эшелонированная система защиты от потоков контрабанды и нелегальной литературы. Далеко в море шаланды и баркасы с нежелательным грузом перехватывали несколько быстроходных крейсеров пограничной стражи. Тех, кто смог остаться незамеченными, ближе к берегам перехватывали катера и парусные боты. На мелководье действовали шлюпки. А на побережье были рассыпаны пограничные дозоры, разъезды, пикеты.

Крейсер «Ястреб» строился в 1911 году в Николаеве по чертежам балтийских пограничных судов «Кондор» и «Беркут». Это был пятый и последний крейсер пограничной стражи на Чёрном море. Подобные корабли нельзя сравнивать с боевыми крейсерами. «Пограничники» сильно уступали в вооружении. «Ястреб», к примеру, имел несколько пулемётов «Максим», четыре 57-мм орудия по бортам и два 37-мм пушки на палубе. Но ведь и задачи у него были совсем другие. Слово «крейсер» здесь напрямую вытекает из понятия «крейсировать», – бороздить на перекрещивающихся курсах море в поисках противника. На моряков, пытающихся протащить через границу несколько тюков товара в обход таможни, батарея «Ястреба» действовала устрашающе.

Российское правительство придавало большое значение охране государственных границ. В Севастополе 17 сентября 1913 года «Ястреб» посетил председатель Совета министров Владимир Коковцев. А спустя два дня на палубу корабля ступил сам Николай II. «Государь Император осчастливил своим осмотром крейсер пограничной стражи «Ястреб», причём Его Императорское величество, подробно ознакомившись с установленными на крейсере двигателями Дизеля, изволил обратить особенное внимание на быстроту пуска в ход двигателей, а также на быстроту перемены хода с переднего на задний», – писал в те дни журнал «Теплоход».

В печати сегодня иногда путают моторный крейсер «Ястреб» с одновременно действовавшим на Чёрном море паровым крейсером пограничной стражи «Ястреб». Успевши послужить и у красных, и у белых, этот корабль впоследствии вошёл в состав Черноморского флота СССР в качестве посыльного судна и погиб в июле 1942 года в Севастопольской бухте во время немецкого авианалёта. Жизнь его тёзки оказалась намного короче.

Против немцев и белых

От жительницы Херсона Ольги Бескоровайной мне досталась копия небольших воспоминаний её отца Давида Шикалова, рассказывающего о революционных событиях, в которых принимал активное участие его отец – Лазарь Фёдорович Шикалов, штурман крейсера пограничной стражи «Ястреб». «В первые дни Октябрьской революции командир крейсера капитан 2-го ранга Кедров был убит матросами за его жестокое обращение с ними… Из офицеров на крейсере остался лишь мой отец, причём ему было предоставлено право иметь при себе оружие (наган, кортик и палаш), так как ещё накануне революции отец был членом партии большевиков, имел партийный билет».

С подходом немцев команда перевела «Ястреб» в Ейск, где крейсер вошёл в состав красной Азовской военной флотилии. Чуть позже в Ейске появился и автор мемуаров, поселившийся с отцом на корабле. «Мне впервые пришлось увидеть работу моряков во время боя. Им часто приходилось отгонять немецкие самолёты, которые обстреливали нас разрывными пулями, но убитых и раненых на крейсере не было, даже тогда, когда орудие, близ которого я стоял с командиром, разорвалось», – пишет Давид Шикалов.

«Ястреб» неудачно пытался высадить десант в Бердянске против белого отряда Дроздовского. Затем сопровождал трагическую высадку красных войск под Таганрогом – на территорию, занятую немцами. В ответ на эту операцию у Ейска появились турецкие крейсер «Гамидие» и миноносец «Меджидие», обстрелявшие город из своих орудий. «Ястреб» с несколькими кораблями Азовской флотилии вышли в море, отогнали их, и даже захватили бывший русский пароход «Афанасий», на котором вышел на рекогносцировку австрийский контр-адмирал, отвечавший за укрепление береговой охраны Чёрного и Азовского морей.

После гибели таганрогского десанта и угрожающей ноты немцев, по специальному указанию Ленина Азовская военная флотилия была уничтожена. Матросы разбрелись в разные стороны. Отец и сын Шикаловы добрались до Новороссийска, скрывались от белых. Затем вынуждены были поступить матросами на различные торговые пароходы. Чтобы эвакуировать армию из Крыма, Врангель использовал всё, что могло бы доплыть до Константинополя. Так Шикаловы оказались за границей. Автор воспоминаний после долгих мытарств, обойдя на разных судах полмира, наконец смог попасть на родину. Используемый нами документ является пространной автобиографией Давида Шикалова, подготовленной им в 1958 году для Херсонского областного управления КГБ. Бывший штурман «Ястреба» поручик Лазарь Шикалов похоронен во Франции. Он больше никогда не увидел свою семью.

Против красных

Занявшие Ейск белые нашли в его порту крейсер «Ястреб» в самом жалком виде – разоружённым и полузатопленным. Добровольческая армия передала ейский порт со всем, что в нём находится, кубанскому краевому правительству. Крейсер «Ястреб» был переименован в «Вой-

сковой Атаман». Начальник войсковой флотилии капитан первого ранга Лисицын определил сумму, необходимую для его ремонта: триста тысяч рублей. Начальнику ейского порта было предписано начать реставрацию корабля. А в сентябре 1919 года на заседании кубанского правительства управляющий военным ведомством генерал-майор Звягинцев докладывал о состоянии «Войскового Атамана»: «Корпус этого крейсера находится на воде, в порту, с ободранной внутренней обшивкой, снятыми переборками, уничтоженными жилыми помещениями и без двигателей, часть коих валялась в общей массе под открытым небом и в местных сараях». Звягинцев считал, что ремонт корабля обойдётся не в триста, а в семьсот тысяч рублей. И затянется он на семь-восемь месяцев.

При этом генерал-майор Звягинцев находил, что «крейсер «Войсковой Атаман» для Кубанского края малоприменим, так как боевые качества его низки, грузовых трюмов не имеет, для больших плаваний не приспособлен и как глубокосидящий для охраны берегов Кубанского края в Азовском море не пригоден». По мнению докладчика, Кубанскому краю нужны были корабли совсем другого типа. Во-первых, вооружённые транспорты, которые можно было бы использовать и в боевых целях, и для перевозок грузов. Во-вторых, мореходные катера для охраны побережья.

Для проверки справедливости заключений Звягинцева кубанское правительство создало специальную комиссию. Чуть позже из-за большой стоимости ремонтных работ было решено ограничиться консервацией механизмов и корпуса крейсера – до лучших времён.

Они так и не наступили. Когда в феврале 1920 года белые покидали Ейск, они вывели бывший «Ястреб» с мелководья и затопили его. Дальнейшая судьба судна мне неизвестна. Может быть, его останки порезали на металлолом. Или части знаменитого крейсера пограничной стражи до сих пор лежат где-нибудь на дне Таганрогского залива.