Спрашивайте! Мы ответим! Дежурный репортёр

Казаки из Татарских Ад

cherkesy.jpgИгорь МАЛАХОВ.

Казалось, в истории станицы Ясенской не осталось белых пятен, однако ейчанка Галина Орехова доказала, что это не так. В городском архиве она обнаружила любопытный документ, свидетельствующий об истории предтечи Ясенской – станицы Татарские Ады. Наш корреспондент продолжил ее изыскания и пришел к интересным выводам.

Поселенная станица

Ясенская появилась в 1873 году. Решение о ее создании было принято
Военным Советом Кавказской армии за год до этого. Сюда прибыли более
тысячи переселенцев из десяти малоземельных кубанских станиц:
Кореновской, Нововеличковской, Новомышастовской и др. Историки, говоря
об этом событии, чаще всего говорят не о том, что станица была основана,
а используют слово «поселена». Станица Ясенская была именно поселена в
домах жителей станицы Татарские Ады, незадолго до этого прекратившей
свое существование.

Считается, что станица Татарские Ады основана татарами,
переселенными с некоего Татарского полуострова в 1855-56 годах. Затем к
ним присоединились черкесские выходцы из-за Кубани. В 1863-64 годах все
жители этой станицы переселились в Турцию. Вплоть до появления станицы
Ясенской местность вокруг Татарских Ад являлась свободной войсковой
землей, ее сдавали в аренду. Кажется, все просто и ясно. Однако находка
Галины Ореховой перевернула все представления об основательности наших
представлений о прошлом.

Мнение есаула Кияшко

Любопытная ейчанка изучала имеющийся в библиотечке ейского архива
труд есаула И.Кияшко с длинным названием: «Именной список генералам,
штаб и обер-офицерам, старшинам, нижним чинам и жителям Кубанского
казачьего войска (бывшего Черноморского и Кавказского линейного казачьих
войск), убитым, умершим от ран и без вести пропавшим в сражениях,
стычках и перестрелках с 1788 по 1908 г.» Книга эта впервые вышла в свет
в Екатеринодаре в 1911 году. Уже на шестой странице длиннейшего списка
потерь кубанцев значится некий есаул Осман-Гирей, житель селения
Татарские Ады, служивший в одном из конных полков и погибший в ноябре
1811 года во время экспедиции за Кубанью! Авторитет войскового
архивариуса Кубанского казачьего войска Кияшко, как исследователя, очень
высок. Его перу принадлежат научные работы по заселению Кубани,
биографии запорожских гетманов и исторических деятелей Черномории –
Кирилла Россинского, Афанасия Бурсака и др. Уже после революции он
выпустил два объемных тома «Боевой хроники Кубанского казачьего войска»,
три тома списков всех награжденных жителей войсковых поселений. Это я к
тому, что написанному этим дотошным исследователем можно верить.

Список Анатолия Вершигоры

Однако нельзя делать выводы, опираясь на единственное свидетельство -
это принцип любого исторического исследования. Поэтому я продолжил
работу Галины Ореховой и поиски увенчались успехом. На сайте Кубанского
казачьего войска была опубликована работа современного краеведа Анатолия
Вершигоры: длинный список горцев, служивших в Кубанском казачьем войске
и награжденных российским правительством с конца восемнадцатого до
начала двадцатого столетия. Среди них есть биография некоего Абадзе
Караулана. Отец этого человека – турок, мать – из адыгского племени
натухайцев. Родился в 1824 году, жил в селении Татарские Ады. Службу
начал всадником в Анапском горском полуэскадроне в 1844 году. Воякой был
отменным, о чем свидетельствуют многочисленные награды – две медали «За
храбрость» и три знака отличия. И еще один житель Татарских Ад включен в
список Анатолия Вершигоры – Ахмет Абдрахманов. Происходил из
темиргоевцев – тоже адыгское племя. Выходец из семьи узденей –
феодального сословия. Служил казаком в пластунском батальоне
Черноморского казачьего войска. Участник знаменитой обороны Севастополя.
За какой-то подвиг, там совершенный, в 1855 году награжден георгиевским
крестом и чином хорунжего. В 1880 году был отпущен в Турцию, вслед за
всеми остальными жителями Татарских Ад.

Ошибка Владимира Громова

Владимир Громов, написавший одну из глав монументального труда
«Очерки истории Кубани с древних времен по 1920 г.», пишет и об участии
горцев в заселении Правобережной Кубани: «Еще в 1800 г. в Черноморию с
согласия правительства переселился адыгейский князь Али Шереметлук со
своими подданными в 75 душ мужского пола. Переселенцы из-за Кубани в
устье реки Ангелики основали Гривенский аул… Одновременно с адыгами в
Черноморию переселилась и группа крымских татар. В 1804 г. татары
основали с. Адт, население которого десять лет спустя насчитывало 383
человека. Под селение отведено 4293 дес. земли. Позже в это селение
переселилась группа греков и армян. К середине XIX в. число жителей Адт
составляло 854 человека. Татары и черкесы были зачислены в казачье
сословие согласно Положению 1842 года». Галина Орехова высказала
предположение, что первоначальное татарское слово «Адт» впоследствии
«ославянилось» и превратилось в более удобное для нашего произношения
«Ады» или «Татарские Ады» (и так, и так будет верно – об этом пишет
краевед Анатолий Вершигора). Но консультации с ейскими знатоками
татарского языка подтвердили опасения: слова «Адт» в нем нет, да и не
может быть. Слишком неудобное сочетание букв – язык сломаешь, пока
выговоришь. Скорее всего, Владимир Громов просто ошибся (или описался,
это уж как угодно), и речь в его труде идет именно о селении Татарские
Ады. Последние сомнения развеяло письмо из Кубанского государственного
университета. Его написал по просьбе профессора Валерия Ратушняка Галине
Ореховой доцент кафедры дореволюционной отечественной истории А.
Авраменко: «Селение Татарские Ады переселено не с Татарского
полуострова, как считалось ранее, а с Таманского». В этом же письме
ученый признает, что в книге «Очерки истории Кубани…» была допущена
опечатка. Вместо «Адт» следует читать «Ады».

Новый взгляд

Теперь все становится на свои места. В 1804 году на Таманском
полуострове выходцы из Крыма основали селение Ады, к названию которого
местное население добавило: Татарские. И это естественно, ведь в нем
жили татары. Впоследствии здесь же поселяются представители других
народов: греки, армяне, черкесы. Все они верой и правдой служат России в
составе казачьих частей. В 1811 году есаул Осман-Гирей погибает на
Левобережной Кубани в одном из походов против непокорных горцев.
Героически сражаются с врагами России хорунжий и георгиевский кавалер
Ахмет Абдрахманов, а также рядовой казак и отчаянный воин Абадзе
Караулан. Все они – жители Татарских Ад. Положение 1842 года, о котором
пишет Владимир Громов – это решение российского правительства о
причислении к казачьему сословию всех горцев, живущих на казачьих
землях. А так как казаки не живут в селениях, то чуть позже Татарские
Ады превратились в станицу. В пятидесятые годы ее переселили на место
современной станицы Ясенской. Отчего это произошло – неясно. Возможно,
этот шаг правительства и стал причиной того, что все население Татарских
Ад покинуло Россию, отправившись на поселение в Турцию.

Ваши объявления

п в с ч п с в
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 

Гид по Ейску