ПОДВИГ ЭКИПАЖА

КАНОНЕРСКОЙ ЛОДКИ «ДОН»

В эти октябрьские дни исполняется 75 лет событию, которое связано с городом Ейском и Азовской военной флотилией (АзВФл), и сохранилось в анналах отечественной военно-морской истории. Речь идёт об экипаже канонерской лодки (канлодки) «Дон» АзВФл, подвергшейся массированному налёту фашистской авиации в Обиточном заливе возле Бердянска в октябре 1941 года.

 

Вот как рассказывает об этом знаковом событии «Боевая летопись Военно-морского флота».

 

Во время артиллерийской поддержки войск 51-й Отдельной армии канлодка «Дон» (лейтенант Л.А.Скрипкин) подверглась налётам вражеских штурмовиков и бомбардировщиков. В течение всего дня небольшими группами и в одиночку вражеские самолёты бомбили канлодку.

Зенитные расчёты, отражая налёты из двух 45-мм орудий и восьми пулемётов (так в документе — авт.), несли большие потери. На смену убитым и раненым вставали комендоры главного калибра. Лейтенант Л.А.Скрипкин был ранен в обе ноги, но остался на мостике, продолжая управлять маневрами корабля. Получили ранения военком политрук Г.И.Медведев и помощник командира ст. лейтенант А.В.Коробов, но они также остались на боевых постах.

 

В бою погиб командир артиллерийской боевой части (БЧ-2 — авт.) лейтенант М.Д.Штейман. Раненный в живот, он встал к зенитному орудию и вёл огонь, пока не потерял сознание. Несмотря на ранения, не ушёл со своего поста пулемётчик А.Ф.Степанчук. Пали смертью храбрых комендоры В.Головко и И.К.Каретник, командир отделения машинистов старшина второй статьи П.Красноголовец, дублёр-артиллерист лейтенант В.Т.Чурсин. На канлодке были убиты четыре и ранены 29 человек. Несмотря на пробоины в корпусе и большие потери в личном составе, «Дон» выдержал все испытания и самостоятельно пришёл в Ейск. Большая часть личного состава награждена орденами и медалями». Командиру корабля было присвоено воинское звание «старший лейтенант».

 

Весть о подвиге экипажа «Дон» быстро разнеслась по флотилии. Мужество, стойкость и отвага в бою личного состава корабля явились примером всем морякам-азовцам. Один из свидетелей того памятного прибытия канлодки в Ейск впоследствии вспоминал: «Слушал я рассказы товарищей и поражался, как люди могли вынести всё это, выстоять в неравном смертельном бою, сохранить корабль и привести его в свою базу» (прим. Ейск был в то время маневренной базой АзВФл — авт.).

Погибшие в бою члены экипажа «Дон» с воинскими почестями были похоронены на кладбище в Ейске (на пересечении улиц Мичурина и Хмельницкого — авт.). При закрытии кладбища их останки были перенесены и ныне покоятся под гранитными плитами с увековеченными золотом их именами на площади Революции.

 

Корабль после устранения повреждений и пополнения личного состава снова участвовал в боях, оказывая артиллерийскую поддержку нашим сухопутным частям, в конвоировании транспортных судов, был участником знаменитой Керченско-Феодосийской десантной операции.

 

Серьезный экзамен обновленный экипаж и новое командование корабля выдержали уже в конце октября. Тогда «Дон» совместно с канлодкой № 4 и другими кораблями перевели из Ейска в Керчь крупный плавучий док водоизмещением около 20 тысяч тонн. Данная операция проходила в сложных погодных условиях, в зоне досягаемости вражеских орудий со стороны Мариуполя — при выходе из Ейска.

Особую опасность снова представляла вражеская авиация, учитывая малый ход буксировки и большие габариты плавдока. Так, только за один день бомбежки штурман корабля насчитал до 150 «самолето — атак» и около 800 сброшенных на конвой авиабомб! И это объяснимо: как рассказывал новому командиру «Дона» старшему лейтенанту Терентию Перекресту командир дивизиона канлодок капитан-лейтенант Федор Шиповников, за потопление столь важной цели фашистским летчикам были обещаны высокие награды.

 

Но все потуги фрицев оказались тщетными. Задание командования не только было успешно выполнено, но и никто не пострадал из моряков.

В конце 1941 года «ДОН» был участником знаменитой Керченско-Феодосийской дисантной операции. Корабль был флагманом второго отряда десанта. Помимо десантников, боевой техники вооружения, на нём размещались командир отряда капитан второго ранга Василий Грозный, штабы отряда высадки и стрелковой дивизии. Конлодка огнём из орудий осуществляла артиллерийскую поддержку сил десанта, одновременно отражая воздушные атаки противники. В том, что цели десантной операции были достигнуты, есть заслуга экипажа «Дон».

 

После основательного ремонта материальной части зимой, конлодка успешно решала поставленные боевые задачи весной и летом.

В августе 1942 года, ввиду невозможности прорыва через Керченский пролив в Чёрное море, корабль по приказу командования после расстрела всего боезапаса был взорван экипажем возле Темрюка.

 

 

После войны «Дон» был поднят, восстановлен и возвращён Азовтехфлоту. Долгое время находился в строю, выполняя задачи по предназначению. В 60-х годах прошлого века выведен из эксплуатации и сдан на слом.

30 октября 2016 года исполняется 320 лет регулярному флоту России. И мы должны гордиться тем, что в славной флотской летописи увековечены и подвиги моряков Азовской военной флотилии, боевая деятельность которой в годы войны неразрывно связана с Ейском.

Отдавая дань светлой памяти морякам — азовцам, по инициативе председателя совета ветеранов Ейского морского порта Олега Кузьмина и при поддержке руководства порта в преддверии юбилея флота на здании морвокзала планируется открыть памятную доску.

 

УТОЧНЕНИЯ:

Первое. Сотрудниками Ейского городского историко-краеведческого музея им.В.В.Самсонова установлено, что, согласно «Именному списку безвозвратных потерь личного состава» АзВФл с 22 июня по 28 декабря 1941 года, числятся убитыми при налёте германской авиации 7 октября 1941 г. члены экипажа «Дон» краснофлотцы Василий Головко и Иван Каретник, старшина второй статьи Поликарп Красноголовец.

А в «Именном списке безвозвратных потерь начальствующего состава, по Азовской военной флотилии, с 5-го октября по 10-е декабря 1941 года» значатся как умершие, «получив смертельное ранение при налёте враж. самолёта» лейтенанты Марк Аронович Штейман (его должность ошибочно указана как командир БЧ-2 кл. «Буг» — авт.) и Василий Матвеевич Чурсин, дублёр командира БЧ-2 кл. «Дон».

Второе. Разнятся даты самого боя. Наиболее вероятно, он произошёл 7 октября 1941 года. Эта дата указана в вышеупомянутом «Именном списке безвозвратных потерь личного состава», а также в мемуарах «Защищая родные берега» (Краснодарское книжное изд-во, 1990 г.) капитана первого ранга Терентия Перекреста, который старшим лейтенантом принял командование канлодкой в октябре 1941 г.

Ейскими историками и краеведами продолжается работа по уточнению дат и подробностей тех событий, а также розыску родственников погибших героев.