Игорь МАЛАХОВ.

Вклад в дело великой Победы, который внесли экипажи советских
бронепоездов, еще не оценен потомками по достоинству. Десятки этих
бронированных гигантов рейдировали по железным дорогам на всех фронтах
Великой Отечественной и громили врага из своих орудий и пулеметов. Но
именно эта страница героизма наших воинов до сих пор остается
практически неизученной. Сегодня мы хотим рассказать о судьбе
бронепоездов Азовской военной флотилии, принимавших участие в защите
ейской военно-морской базы в 1942 году.

Новороссийская броня

В конце 1941 года новороссийские рабочие приняли решение построить своими силами и за собственные средства бронепоезд и подарить его нашей армии. Локомотивное депо отремонтировало мощный паровоз, вагоноремонтный завод установил броню и вооружение на паровоз и вагоны. Четыре орудия и пять пулеметов ради этого выделила новороссийская военно-морская база. Уже в январе бронепоезд получил экипаж, составленный из моряков, и боевое знамя. Командиром был назначен старший лейтенант Михаил Чечельницкий, комиссаром – старший политрук Борис Хавинсон. Последнего вскоре сменил политрук Петр Устинов. Михаила Чечельницкого можно было бы назвать легендой бронепоездников. Участник обороны Одессы, он командовал там бронепоездом, поддерживавшим действия кавалерийской дивизии. Во время эвакуации защитников города бронепоезд Чечельницкого до последнего сдерживал наседающего врага, прикрывая грузившиеся на корабли наши части, после чего был взорван.

Бронепоезд, построенный новороссийскими рабочими, поступил на вооружение Азовской военной флотилии и получил название: № 10 «За Родину!». Вначале базировался в Приморско-Ахтарске и оборонял побережье Азовского моря. Но вскоре был переброшен к Азову. Здесь он стал охранять не только побережье, но и переправы через Дон. Экипаж бронепоезда № 10 уничтожил несколько групп немецких диверсантов, 14 июля его зенитчики сбили первый вражеский самолет. Известны имена нескольких отличившихся бойцов и офицеров бронепоезда: командир бронеплощадки лейтенант И. Исаюк, комсорг бронепоезда Я.Ротошный. В боях погибли матросы Каплун и Чернявский, старшина Моисеенко. 27 июля танковый корпус немцев нанес удар в стык двух советских армий, прорвал нашу оборону и вошел в тыл наших войск. Вражеской авиации удалось повредить железнодорожные пути и сам бронепоезд, застывший на станции Азова. Экипаж принял бой. Противник потерял три самолета, много пехоты. Буквально в паре сотен метров от бронепоезда погиб возглавлявший разведгруппу командир бронеплощадки № 2 лейтенант Евгений Блажевич. В конце концов бронепоездники расстреляли весь боезапас, взорвали бронеплощадки и отошли на 661-ю батарею береговой обороны. В 1994 году в память того боя на вокзале Азова была установлена памятная доска (подробно об этом пишет Роман Мишин в своем исследовании «История железных дорог Донской области»). Шесть дней вместе с гарнизоном 661-й батареи (командир – старший лейтенант Желудько) экипаж капитана Чечельницкого в полном окружении отражал атаки немцев. Затем на кораблях Азовской военной флотилии был переправлен в станицу Старощербиновскую, а после – в Ейск. Часть бойцов вместе с самим Михаилом Чечельницким пополнила экипаж еще одного бронепоезда Азовской флотилии – № 6 «Смерть немецким оккупантам!». Остальные бойцы погибшего бронепоезда влились в состав ейского гарнизона.

Защищавший Ейск

Бронепоезд № 6 также был построен в декабре 1941 года железнодорожниками паровозного депо станции Тимашевская. Это была очень мощная боевая единица. Его броня представляла собой не один стальной лист, как это было принято при строительстве бронепоездов, а два. Пространство в тридцать сантиметров между ними было заполнено железобетоном. Благодаря этой конструкции вагоны и бронеплощадки были практически неуязвимы для вражеских снарядов. Вооружение выделила Азовская военная флотилия, сняв пушки с погибших судов. Всего на бронепоезде были установлены два 76-мм и два 45-мм орудия, десять пулеметов. Из 140 членов экипажа 54 – добровольцы, рабочие тимашевского депо. Остальные – моряки Азовской флотилии. Известно, что среди мужчин воевала и представительница слабого пола: Валентина Карацуба. Она также работала на станции Тимашевская и служила на бронепоезде радисткой. Прошла вместе с его экипажем огонь и пламя, воевала под Ейском и Новороссийском. Первым командиром бронепоезда стал И.Кравченко, затем его сменил некий Шкирман. 29 декабря 1941 года новоиспеченный бронепоезд прибыл в Приморско-Ахтарск и получил задание нести патрульную службу на железнодорожном перегоне Ейск-Старощербиновская.

Бронепоезду «Смерть немецким оккупантам!» не раз пришлось отбивать налеты десятков немецких самолетов, пытавшихся бомбить тылы наших войск. Его зенитчики сбили два и повредили один бомбардировщик. Летом началось грандиозное наступление врага на Кавказ. Бронепоезд перебросили к станции Сосыка. Здесь его экипаж две недели отбивал воздушные и танковые атаки гитлеровцев. 5 августа военный совет Северо-Кавказского фронта принял решение эвакуировать военно-морские базы Ейск и Приморско-Ахтарск. В противном случае большой группировке наших войск грозило окружение и полное уничтожение: свежая 13-я танковая немецкая дивизия и моторизованная дивизия СС «Викинг» прорвали нашу оборону и развивали наступление через Армавир. Взорвав военные объекты, наши части из Ейска и Приморско-Ахтарска должны были отойти к Темрюку и организовать там оборону. Командир бронепоезда № 6 Шкирман не выполнил приказ, взрывать его не стал и отправился на прорыв из Ейска через Староминскую, Тимашевск, Славянскую и Крымскую. Он привел свой броненосец в Новороссийск и вместо благодарности за спасение техники был отдан под суд вместе со своим комиссаром Ратнером «за разложение личного состава и трусость, проявленную при отходе из Ейска до Новороссийска». (Цитата – из статьи С.Санеева «Бронепоезда в обороне Новороссийска», опубликованной в журнале «Локотранс»). Командовать бронепоездом назначили Михаила Чечельницкого.

Последние выстрелы

В Новороссийске бронепоезда № 6 и № 751 объединили в один бронедивизион, который возглавил вскоре капитан Чечельницкий. Он подчинялся непосредственно начальнику артиллерии Новороссийского оборонительного района (НОР) полковнику Горбунову. Свое первое задание, находясь в составе НОР, бронепоезд «Смерть немецким оккупантам!» получил в ночь на 21 августа. Его отправили поддерживать артогнем 77-ю стрелковую дивизию. Затем он прикрывал отход 103-й курсантской и 83-й морской бригад на новые позиции, защищал тоннели, в которых находились поезд и штаб командующего НОР генерал-майора Котова.

Немцы постоянно усиливали нажим на советские части, обороняющие Новороссийск. Силы защитников города таяли, пополнений не было. Немцы же вводили все новые части, их атаки поддерживались танками. Благодаря развитой железнодорожной системе вокруг и внутри этого города-порта бронепоезда всегда появлялись неожиданно и в самом необходимом для обороны месте. Дни и ночи боев сменялись лихорадочными ремонтными работами в депо или на вагоноремонтном заводе. Затем бронепоезда вновь шли в бой. Известно, что только бронепоезд № 6 во время обороны Новороссийска уничтожил около двух десятков немецких танков и более пятисот вражеских солдат.

С начала сентября началась агония обороны. 3 сентября бронедивизион Чечельницкого вел огонь прямой наводкой от цементного завода «Победа Октября», но уже 5-го пришлось покинуть эту позицию, взорвав станцию Гайдук. 6 сентября немцы перерезали дорогу Неберджай-Новороссийск, вечером 7 сентября начались бои в самом Новороссийске – за железнодорожный вокзал, порт, завод «Красный двигатель». Оборонительный район оказался разорванным на две части, как и бронедивизион Чечельницкого. В эти последние для обороны города дни огневая поддержка бронепоездов для наших слабеющих частей часто была просто спасительной, ведь многие батареи были уже взорваны из-за неимения снарядов. 9 сентября противник перешел в решающее наступление, а в ночь на 10-е началась эвакуация защитников Новороссийска. Ее до последнего прикрывал бронепоезд «Народный мститель». Где-то в эти дни бронепоезд № 6 «Смерть немецким оккупантам!» был уничтожен по приказу командующего артиллерией НОР. Противник так и не смог вывести его из строя, но и прорываться было уже некуда. Орудия бронепоезда сделали последние выстрелы по врагу, исчерпав весь свой боезапас. После этого бронеплощадки были взорваны. Оставшиеся в живых члены экипажа бронепоезда не смогли пробиться к месту эвакуации гарнизона НОР и через перевал пешком переправились в Геленджик.

После освобождения Новороссийска паровоз бронепоезда № 6 был отремонтирован, с него сняли броню и еще долгое время после войны он водил грузовые поезда между Новороссийском и Краснодаром.