Игорь МАЛАХОВ.

Жестокая Кавказская война длилась несколько десятилетий. Уже в самом начале её российское правительство задумалось над тем, что надо не только усмирять горцев железом и кровью, но и заводить в их среде союзников. Так во время громких набегов и походов тихо заскрипели перья просвещения.

«У нас находится 13 человек аманатов, взятых от горских племён в залог их верности Русскому престолу. Все они распущены по разным станицам у жителей Черномории, и некоторые из них обучаются русской грамоте в окружных училищах. Им определено на довольствие и одевание каждому по 30 копеек серебром в сутки, что составляет одному в месяц 9 рублей, а на всех 13 человек – 117 рублей серебром», – так писал 6 февраля 1854 года командующий Черноморской кордонной линией Яков Кухаренко (будущий наказной атаман Черноморского казачьего войска) начальнику города Ейска полковнику Ивану Чередееву.

Институт аманатства (заложничества) получил широкое распространение в ходе Кавказской войны. Только в 1928 году почти пять тысяч мужчин-адыгов, принявших присягу на верность России, дали 916 аманатов. Их не только содержали как пленников, но и воспитывали в духе верности российскому престолу. Справедливо полагалось, что гром ружей когда-нибудь смолкнет. И для будущих мирных отношений с горцами власть готовила себе опору в виде горской же интеллигенции.

Яков Кухаренко не зря делился сведениями о заложниках с ейским градоначальником Чередеевым. В Ейске, как и в Нальчике, Екатеринодаре, Владикавказе и других населённых пунктах, существовала школа для обучения аманатов. Трудно сказать, какие порядки были конкретно в этом учебном заведении. В тридцатые годы позапрошлого столетия Александр Пушкин так описывал учащихся одной из аманатских школ: «В крепости видел я черкесских аманатов: резвых и красивых мальчиков… Их содержат в жалком положении. Они ходят в лохмотьях, полунагие и в отвратительной нечистоте». Но это было в самом начале Кавказской войны. Надо думать, к концу её к аманатам относились более цивилизованно. Это доказывает то же письмо Кухаренко Чередееву.

Другое дело, как и чему учили горцев в этих учебных заведениях. Во-первых, большинство из них очень неохотно принимало образование из рук врагов. И потом, в российских школах старались дать светское образование, в противовес мусульманско-шариатскому воспитанию, которое бытовало в горских семьях. Поэтому и в аманатских школах, и в обычных, где специально резервировались места для горцев, дети последних учились лишь по принуждению. Но заложнику выбирать не приходится.

Ейская школа для аманатов просуществовала, видимо, не долго. В силу того, что сам город возник на берегу Азовского моря на исходе затянувшейся войны.

Несмотря на нежелание основной массы черкесов учиться, цели своей российские власти достигли. Из российских школ для горцев вышла целая плеяда людей просвещённых. Абхазский писатель Адиль-Гирей Кешев долгое время преподавал, затем был главным редактором газеты «Терские областные ведомости». Широкую известность получил адыгский просветитель Султан Казы-Гирей, получивший начальное образование в одной из школ аманатов.