Фильмы заставляют задуматься

Не меньший интерес на кинофестивалях вызывает внеконкурсный показ фильмов. Ейчане посмотрели в парке имени Поддубого, на Театральной площади и в киноцентре «Премьер» кино на любой вкус, для самых разных возрастов. Это были «Семицветик», «Три богатыря и Морской царь», «Маша и Медведь. Запутанные истории» (новый мультик из восьми частей)…

Подробнее остановлюсь на фильме «Яна+Янко». Эта российская семейная комедия режиссёра Натальи Меркуловой вышла на экраны в апреле 2017 года. Главная героиня Яна (её играет Олеся Судзиловская) – москвичка, успешная бизнес-леди, редактор глянцевого журнала мод – считает себя самодостаточной, встречается с женатым мужчиной и поддерживает движение «чайлд-фри». То есть Яна не желает заводить ребёнка и обременять себя родительскими обязанностями. Её ничуть не беспокоит, что в тридцать восемь у неё ни мужа, ни детей.

Но неожиданно над благополучием главной героини сгущаются тучи, и тут она решается на немыслимый для неё шаг – усыновить ребенка. Яна берёт из детдома цыганёнка Янко. Она и не подозревает, чем обернётся для неё столь оригинальный «пиар-ход». Янко оказывается озорным и непослушным, и размеренная жизнь героини рушится. «Сынок» перечит «приёмной мамочке» по любому поводу, срывает светские мероприятия, мешает работе, сводит с ума нанятых Яной нянь и… отваживает от «мамочки» всех её любовников. Но что если этот несносный ребёнок послан Яне судьбой не просто так? О том, что называют семейными ценностями, начинает задумываться не только героиня фильма, но и зрители.

Фильм «Довлатов» Алексея Германа-младшего, показанный в Берлине на кинофестивале «Берлинале-2018», назвали «самой целостной картиной». Режиссёр Алексей Герман-младший показал Ленинград 1970-х в духе того «театрализованного реализма», к которому некоторые относят творчество Довлатова. На экране всё, «как в жизни», и оттого очень грустно и страшно. При строительстве метро находят десятки детских тел, заживо погребённых под развалинами во время немецких бомбёжек. В редакциях литературных журналов вовсю идёт «отсев»: публикуют удобных, запрещают прочих. Писатели и поэты, как и сам герой, не имеют возможности узнать, чего они стоят на самом деле, и оттого спиваются или уезжают из страны. А те, кто всё же остаётся, продолжая сражаться с реальной жизнью, выглядят смертельно уставшими. Или погибают. Герман-младший показывает город серым и обледенелым – таким, как в фильмах о блокадном Ленинграде. Парадокс, но фильм о цензуре будто сам играет в цензуру, многое оставляя недосказанным. Как будто бы недорисован образ самого Сергея Довлатова – большого человека с ранимой душой.

Зритель проводит с героями фильма не одну неделю в ноябре 1971-го года (так значится на экране), а по сути – целую жизнь. И, пожалуй, самый сильный эпизод, когда Довлатов бродит среди разбросанных по двору издательства бумаг. Это неопубликованные рукописи, которые издатели отдали школьникам в макулатуру, даже не читая. Главную роль играет сербский актер Милан Марич. Чтобы понять, каким был Сергей Довлатов, достаточно увидеть его глаза, когда дочка говорит ему: «Папа, ты не жалкий, ты нежный». Фильм не погружает зрителя в детали жизни и творчества писателя. Режиссёр измеряет талант Довлатова глубиной его страданий: если человеку так плохо, он не может плохо писать.