Оригинальный арт-объект

В художественном музее открылась новая выставка художника Геннадия Захаркина. «Живопись. Объекты. Инсталляции».

 

Большую часть жизни он прожил в Комсомольске-на-Амуре, в Ейск переехал всего несколько лет назад. Участвовал в выставках разных городов России, в Архангельске представил свою картину «Ейские мотивы».

 

Сегодняшняя выставка довольно своеобразна. Хотя традиционно выставлены и картины с яркой динамичной графикой, чуть похожей на абстракцию, но не они составляют основную «фишку» экспозиции. Своеобразие — в странных и поначалу непонятных вещах на стендах.

 

Подходишь ближе, рассматриваешь, и пока неясно – а что это вообще? Объекты помещаются на стендах группами, и каждый – сочетание знакомых предметов, сопровождающих человека по жизни. К примеру, я заметила симпатичный, сияющий металлом самоварчик, только очень маленький. Скорее всего, в своей прошлой жизни он был сувениром. Теперь же венчал своеобразную массивную лиру, собранную из двух вытянутых металлических лепестков. Здесь же прикреплены металлические гроздья винограда и маленькая скульптурка барышни. «Музыкальный инструмент» поддерживает настоящий резец для работы по дереву. Скреплено чисто и мастерски. Вещи обрели новую жизнь, собравшись в композицию «Муза».

 

Оговорюсь: теперь принято говорить не «композиция», а «инсталляция». Слово это в России появилось примерно в 80-х годах. Инсталляция – модернистское произведение, оригинальный арт-объект, созданный из самых разных, подчас неожиданных деталей и бытовых предметов. Основоположником этого вида искусства считается известный Сальвадор Дали. И Геннадий Захаркин – представитель этой формы искусства.

 

Но если вы предпочитаете традиционную и всем понятную классику, не надо спешить уходить. Любопытно узнать мнение других, всматривающихся в неожиданное переплетение вещей в инсталляциях. Ложки, половники, столярные инструменты, ножовки, кусочки узорного чугунного литья, даже кастрюльки… Вещи не новые, «жизнью потёртые», вдруг стали одним художественным целым, подчинившись творческому замыслу художника. Он ещё и владеет техникой резьбы по дереву, о чём говорят его замечательные композиции «Маски».

«Забавно! — отзывается один из посетителей. – Хочется по-доброму улыбнуться! Композиция с поясами и галстуками – это же растрёпанный грустный мужичок! А посмотрите на «Славянский символ» — чудная рожица из печных круга, кочерги, «кошки» для вылова упавшего в колодец ведра!» Второй зритель откровенничает – мол, парочку таких инсталляций он бы поместил у себя в прихожей. Кто-то предполагает, что некоторые композиции украсили бы театральную сцену. И что на зарубежных аукционах цена некоторых инсталляций доходит до нескольких миллионов!

 

Но многие, походив по залу, сходятся во мнении, что инсталляции – разные по форме, содержанию – одинаково познавательны с точки зрения истории. А полёт фантазии и творчества художника придаёт им новую красоту и обаяние.

 

Главное впечатление от выставки? Начинаешь внимательней смотреть на окружающие вещи, замечать их интересные формы и детали, вспоминать события, с ними связанные. Да и философски подмечено, что вся наша жизнь – игра! Вот так иногда художники, шутя, играют с предметами земной жизни, а их создано великое множество, на всех, как говорится, хватит. Приходите и убедитесь сами – интересная и творческая игра получается!

Татьяна Черкашина.

Фото автора.