Шофёрское братство

Сорокаградусная жара, перегревшиеся машины, порванные шланги… Но, кроме этого, отличная атмосфера, спортивное настроение, весёлая музыка и динамичные соревнования на машинах и мини-ботах. Так в Ейске прошёл юбилейный, сороковой по счёту, Всероссийский чемпионат по юношескому автомногоборью. Соревнования приурочили к 80-летию Госавтоинспекции.

Торжественное открытие чемпионата состоялось только через два дня. На базе отдыха «Прибой» ждали команды-участницы — из Саратовской области, городов Кизляра, Рязани, Тольятти, Нальчика, Ейского района. Вначале юные автомобилисты прослушали инструкцию по технике безопасности. Дальше было веселее. Первый этап чемпионата – «Знание правил дорожного движения» проходил в специально оборудованной комнате, где ребята отвечали на вопросы специалистов. Как отмечает главный судья автомногоборья Владимир Семёнов: «Правила дорожного движения – это основа». И действительно, без теоретических знаний невозможно, сев за руль, гарантировать безопасность на трассе.

Торжественная и непременная часть состязаний автомобилистов – возложение венков к бронекатеру «Ейский патриот». В память о воинах-освободителях прошёл митинг, а затем президент ассоциации юношеских автошкол России Ольга Никонова торжественно объявила о старте чемпионата.

И вот на трассе появился серебристый «ВАЗ-2114», за рулём которого уже сидел представитель сборной города Зеленограда. Взмахнув российским триколором, судья дал старт, и первый участник приступил к скоростному маневрированию. «Ну вот, смотрите, — объясняет заместитель председателя ейского ДОСААФа и тренер ейской сборной Андрей Сапрыкин, – сразу после старта с первой стойки снимает кольцо, на вторую — вешает. Заходит в габаритный круг. Проезжает круг передом, стойки стоят справа и слева. Возвращается по этому же кругу задом. И также паркуется в габаритный гараж. Запрещено касаться стоек. Одно касание – 20 штрафных баллов, уронил стойку – 50, не до конца заехал – ещё 50. Далее проезжает габаритный проход. Поворачивается, заходит в змейку передом, а по обратному пути – задом». Кроме этого, гонщикам следует войти в параллельную парковку, которая повторяет самую обыденную ситуацию, когда нужно припарковаться между двумя машинами. После четырёх подобных заездов машина вышла из строя, и асфальт на старте «освежился» пролитым бензином. Но гонка не остановилась — у ростовской команды есть запасной автомобиль, тёмно-серый «Ваз-2114», и всё продолжилось.

Погода внесла свои коррективы в план соревнований. Пришлось перенести детский заезд (ребята от 8 до 12 лет) на мини-ботах. Солнце нещадно жгло команды, асфальт и машины. Так что ребята младшего возраста соревновались вечером, когда хоть немного спадала жара.

На четвёртый и последний день чемпионата юным автомобилистам предстояло пройти командную эстафету. Первый участник садится в автомобиль, проезжает змейку, останавливается около товарища по команде, который его меняет, ставит на капот мячики, аккуратно подъезжает к третьему и снимает мячики (главное — ни в первом, ни втором случае не уронить их с поддона, а то добавят штрафные очки). Третий проходит габаритный круг и отдаёт машину четвёртому. Его задача — столкнуть деревянную планку с подставки, не сбив при этом кегли, которые стоят на финише.

Честь открыть «автоэстафету» летнего чемпионата выпала малышам сборной Тольятти. Последними выступали участники сборной республики Дагестан. «Наша команда впервые приняла участие в этих всероссийских соревнованиях, — отмечает тренер команды Шамшин Гаджиевич, — мы только учимся и результатами довольны. А так дети стараются, и в следующий раз надеемся лучше выступить. Будем участвовать, будем развиваться!»

На следующий день, после завершения всех скоростных этапов, участникам чемпионата предложили сдать нормы ГТО. Явка оказалась очень высокой – никто не пожелал отказаться от возможности получить серебряный или золотой значок. Ребят разбили на пять возрастных групп от 6 до 17 лет. Им предстояло пройти пять испытаний: бег, пресс, отжимание, прыжок с места, наклоны.

Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Торжественная церемония закрытия чемпионата прошла в знойный июльский день, как раз в день празднования юбилея Госавтоинспекции. Всем командам вручили свидетельства участника Всероссийского чемпионата, потом — награждение. Среди команд младшей группы почётное первое место досталось команде из Владимира; второе – из Павлова; третьими стали ребята из Владимирской области. В юношеском зачёте (ребята, которые могут сесть за руль настоящего автомобиля) лучшей командой стала сборная Ростова-на-Дону. Она также стала обладателем летнего кубка юношеского чемпионата по автомногоборью. «Мы очень обрадовались! Мы долго тренировались, готовились к этим соревнованиям, — делится своими эмоциями капитан команды Ростова-на-Дону Александр Пономарёв. — В Ейске, на летних соревнованиях, наша команда всегда занимает призовые места, и мы продолжаем эту традицию». Второе место досталось сборной Саратова, третье – Тольятти.

Команды получили заслуженные награды. Благодаря ейской школе ДОСААФ, на церемонии все получили значки ГТО. Как сказала президент ассоциации юношеских автошкол России Ольга Никонова, эти значки помогут ребятам в дальнейшем, когда они будут поступать в вузы. «Автомобильный спорт – это наша жизнь, — делится главный судья чемпионата Владимир Семёнов, — в будущем 99 процентов участников садут за руль. Мне понравились слова одного великого педагога о безопасности дорожного движения: «Если ребёнок, учась в первом классе, не знает, сколько будет дважды два – это не беда, но если ребёнок не может в первом классе перейти правильно проезжую часть, то может быть непоправимая трагедия». Так что такие чемпионаты существовали, существуют и должны существовать!

Дмитрий Тищенко,

студент факультета

журналистики КубГУ.

Фото автора.