Современные технологии, безусловно, делают нашу жизнь намного проще и интереснее. Гаджеты, сотовая связь, интернет и прочие блага цивилизации настолько прочно закрепились в быту современного человека, что порой непонятно, как без всего этого обходились пару десятков лет назад. Но у каждого явления, как правило, есть обратная сторона.

Предоставление свободного доступа к информации, создает благоприятные условия для появления новых идей у аферистов. Одно из самых распространенных видов мошенничества – телефонное. Его схемы варьируются от самых простых до сложных и многоэтапных. Суммы, которые ежегодно теряют жертвы электронных махинаций, исчисляются миллиардами рублей.

Неоднократно я слышала истории о том, как ейчане становились жертвами мошенников. И украденные суммы достигали цифры – более ста тысяч рублей. И вот настал день, когда жертвой преступников едва не стала я сама. На известном популярном интернет-сайте «Avito.ru» я выложила объявление о сдаче двухкомнатной квартиры. Стоимость аренды в месяц указала – одиннадцать тысяч рублей. Спустя примерно час, это первое что меня удивило, позвонил мужчина и начал рассказывать, как давно он искал именно такую квартиру, а в наш город он едет в командировку из Волгограда. В первые секунды разговора я даже обрадовалась, что так быстро и удачно нашла съёмщика. После мужчина начал расспрашивать, куда лучше перевести залог, я ответила, что наиболее удобный способ – банковская карта. И тут начался второй этап обработки.

Речь у мужчины становилась более быстрой и невнятной. Он пояснил, что находится сейчас у отделения Сбербанка и готов перевести деньги немедленно, но с одним условием – смс-комментарием. Признаюсь, я никогда не слышала о таком виде перевода. Но не придала этому должного значения. Потенциальный мошенник объяснил, данный вид перевода удобен и необходим для отчёта начальству о потраченных командировочных средствах. Меня же он попросил совершить операцию в отдельном банкомате, но не в отделении Сбербанка! Чтобы я окончательно поверила в безопасность происходящего, мужчина передал трубку так называемому «сотруднику Сбербанка». Но последовавшая пятиминутная, откровенно говоря, плохая актёрская игра ещё больше убедила меня – здесь что-то не так. Липовый сотрудник банка дал мне инструкцию, как принять денежный перевод от его клиента. И самое главное условие – подключить мобильный банк, т.е. смс-информирование на номер клиента. Проще говоря, «эти двое» пытались к своему телефонному номеру привязать все имеющиеся у меня банковские карты и получить полный доступ к денежным операциям. Эта функция (смс-информирование), убеждали они, будет действовать всего две минуты, а после карта вновь будет привязана к моему номеру. Подыграв своим собеседникам, я сказала, что выполнила все требуемые действия.  В момент, когда они поняли, что я поверила, они начали переговариваться, думая при этом, что я их не слышу – это был их самый главный провал. Однако, вскоре они поняли, что я не «привязала» свои карты к их телефону, и начали просить выполнить операцию ещё раз. Но терпению моему подошёл конец, и я рассказала, что актёры из них получились неудачные, да и вообще всё представление получилось так себе. Естественно они бросили трубку, а после номер, с которого звонили провалившиеся мошенники, стал недоступен.

И это только один из многих способов уловок телефонных мошенников. Чтобы обезопасить вас от нечестных денежных потерь, расскажу о том, как понять, что вам звонит мошенник, и куда обращаться, если вы всё-таки попались на удочку. 

Каждый день возникают все новые виды телефонного мошенничества. И всё же все они имеют общие признаки, которые должны, как минимум, насторожить и заставить внимательнее проанализировать полученный звонок или сообщение:

Неизвестный, скрытый или незнакомый номер, с которого происходит звонок или прислано сообщение.

Особая манера общения. Главное оружие телефонных мошенников – внезапность. «Срочно», «быстро», «немедленно», «потом объясню», «нужно быстрее» – часто употребляемые слова преступников. Люди, совершающие телефонное мошенничество, ведут себя очень уверенно, могут давить, настаивать или, напротив, пытаться любыми способами расположить к себе абонента. Главная задача – застать врасплох, не дать обдумать, не позволить будущей жертве засомневаться.

Нет чётких, прямых ответов на вопросы. Буквально два-три уточняющих или личных вопроса способны поставить телефонного афериста в тупик.

Просьба или даже требование сообщить какую-либо секретную информацию или личные данные: номер и пин-код банковской карты, персональные сведения, пароли на сайте и прочее.

«Бесплатный сыр». Получить известие о победе в конкурсе, разумеется, приятно. Особенно если ни в каких конкурсах не участвуешь. Призы, выгодные предложения, подарки, за которые нужно «доплатить», «внести залог» или ещё каким-либо образом перечислить денежную сумму – один из признаков телефонного мошенничества. 

Из всего вышесказанного можно сделать обоснованный вывод: защититься от телефонного обмана – вполне реально, проявляя бдительность и адекватно оценивая информацию, полученную с подозрительного номера. Но если человек всё же стал жертвой аферистов, есть ли смысл обращаться за помощью в правоохранительные органы, и предусмотрена ли за телефонное мошенничество статья в УК РФ? Согласно действующему законодательству, телефонная афера подпадает под статью 159 УК РФ, то есть «Мошенничество». Для гражданина, в одиночку совершившего телефонное мошенничество, УК  РФ предусматривает в качестве наказания штраф, исправительные работы или, в зависимости от масштаба совершённого преступления и причинённого ущерба, реальный срок тюремного заключения до двух лет. Для группы мошенников, соответственно, и суммы штрафов, и сроки наказания существенно выше.

София Каширская