Город-порт

В этом году музей ейского порта отметит 55-ю годовщину своей работы. Последние пять лет практически каждый день в здание морского вокзала (нынешнее место «прописки» музея) группами и поодиночке приходят посетители. За прошлый год их оказалось почти три тысячи человек. В журнале посещений – отзывы от гостей города, от учеников городских школ, воспитанников станции юных техников, ветеранов городских предприятий.
 

Если сравнивать показатели советских времён, сейчас музей даже популярнее. Впрочем, во многом это было связано с закрытостью порта.
 

В начале 60-х годов прошлого века ветераны и действующие работники порта собрали воедино памятные вещи, находящиеся у многих из них дома. Так возник общественный музей истории предприятия. Тогда никто не мог подумать, что спустя сорок лет любовно собираемые и сохраняемые экспонаты окажутся под угрозой уничтожения. Олег Анатольевич вспоминает, что увидел груду неважного «мусора» в коридоре управления. Клерки ждали грузовую машину, чтобы отвезти вдруг ставшую никому не нужной экспозицию на свалку. К счастью, её оказалось рано списывать со счетов.
 

Сегодня в помещении бывших билетных касс не очень просторно, но пытливый ум и острый взгляд будут вознаграждены. Ведь здесь собраны реальные экспонаты, отражающие не только основные вехи развития порта, но и всего Ейска. «А как же иначе? Город создавался как морской порт. Кстати, до 1920 года было принято, что морской гаванью и всем Ейском руководил один человек», — рассказывает Олег Кузьмин. Олег Анатольевич на общественных началах следит за экспозицией, постоянно пополняет музей новыми материалами. А ещё он — председатель совета ветеранов порта.
 

«Вот посмотрите на эти части свай из лиственницы, – говорит Олег Анатольевич, – им больше ста лет. А в каком они отличном состоянии! Не только не сгнили, а даже, наоборот, стали крепче». На стенах фотографии работников порта, его руководителей. Одних подчинённые любили и уважали больше, других – меньше. Правда, одни директорский портрет Кузьмину пришлось, пока улягутся страсти, убрать от греха подальше — за пять лет, что он возглавлял предприятие, сумел заслужить почти всенародную «любовь» портовиков.
 

Макеты судов и кораблей, почётные грамоты, переходящие знамёна победителей соцсоревнований – всего и не перечислишь. Вот корабельный колокол (рында) с крейсера «Ястреб», в 1917-1918 годы Азово-Черноморская флотилия базировалась в Ейске. Глядя на яркий медный блеск колокола, и не подумаешь, что ему свыше ста лет. В своё время на судне установили один из первых двигателей внутреннего сгорания. Позже «Ястреб» был затоплен у входа в акваторию ейского порта. Отдельная страница – работа портовиков во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Всё говорит о неразрывной связи между градообразующим предприятием и жизнью города.

Сусанна СОМОВА.