Каждое лето мы отмечаем день рождения Ейска. В этом году нашему любимому городу исполнилось 169 лет. Этот период особенный для любого курорта, к коим относится и Ейск. Общественный транспорт переполнен, да и такси без работы не стоят. Как же обстояло дело с такого рода услугами в нашем городе сто с лишним лет назад.

Практически до первого десятилетия XX века  транспорт Ейска, как легковой, так и грузовой, приводился в движение исключительно конной тягой.  Добраться до нужного места или перевезти груз мог наёмный экипаж с кучером – извозчик. Довольно многочисленное и весьма беспокойное племя извозчиков было консервативным, хорошо организованным, но в то же время необузданным и малокультурным. Они доставляли немало хлопот полиции и городским властям. Система управления городским транспортом формировалась постепенно в спорах городской власти и извозчиков. Правда, значительная часть горожан отказывалась от услуг извозчиков из-за их дороговизны, а зажиточные, имели собственные экипажи.

 Этот промысел в Ейске был упорядочен только в марте 1881 года. «Извозный промысел» был разделён на два вида: легковой и ломовой. Легковой – это перевозки пассажиров в лёгких экипажах (дрожках, линейках, на колясках и каретах). Ломовой (конные драгеля) – перевозки разного рода тяжестей, отчасти пассажиров. Дроги – это длинная подвода без бортов, но у каждого извозчика имелась пара досок, которые при нужде использовались, как борта.

За прибитый в несоответствующем месте номерной знак, остановку в неположенном месте, поцарапанный или грязный экипаж извозчик облагался штрафом со стороны полиции.

Выезжая на промысел, извозчики становились на биржах – специальных стоянках для ожидания пассажиров. По требованию пассажиров извозчики должны были подавать экипажи по очереди по одному, строго воспрещалось подъезжать к пассажирам сразу нескольким экипажам. Сами же пассажиры имели право выбрать извозчика по собственному вкусу независимо от очереди.

Выгодно ли было заниматься извозом? В 1880 году лошадь стоила от 25 до 60 рублей, а в 1901 – от 35 до 100 рублей, летние экипажи – от 40 до 70 рублей, и   от 270 до 350 рублей соответственно. В 1910 году в Ейске продавались дроги на железном ходу за 35 рублей.

По некоторым подсчётам экономика бизнеса извозчика в 1901 году была следующей. Единовременные расходы: зимний и летний экипажи, пара лошадей, сбруя – 580 рублей. Расходы ежегодные: плата за место на бирже – 15 рублей, плата за оформление разрешительных документов – 2,5 рубля за номера и таксу – 75 копеек, за ковку лошадей – 15 рублей, мелкий ремонт экипажа – столько же, корм лошадям – 200 рублей, содержание семьи и квартира – 300 рублей. Итого: 548 рублей. Доходы – средняя выручка в 45-50 рублей в месяц или 600 рублей в год, то есть дело достаточно прибыльное, хотя и хлопотное.

Ирина НАЙДЕНОВА, заведующая научно-экспозиционного отдела Ейского историко-краеведческого музея