Впервые девятиклассники по всей стране сдавали устное тестирование по русскому языку. Это – апробация, в будущем оно станет обязательным для всех учащихся девятых классов.

В этом году, 13 и 16 апреля, согласно федеральному расписанию экзаменов, 1200 школьников Ейского района  сдавали русский язык устно (так называемое «говорение»). Сейчас они получили зачёт/незачёт, и это никак не влияет на  оценку государственной итоговой аттестации за девятый класс. Предполагается, что со следующего года устное тестирование станет обязательным и будет являться основанием допуска к итоговым экзаменам. Если ребёнок получит «незачёт», то его направят на пересдачу.

 «Своих» не оценивают

Как это выглядит на практике, я решила посмотреть в самой обычной школе. Наугад выбрала среднюю школу №20,  директор которой Анатолий Бельдин охотно рассказал о подготовке и проведении экзамена, к тому же он сам преподаватель русского языка и литературы. Здесь экзамен сдавали 55 девятиклассников. По регламенту, эксперт (в данном случае, учитель русского языка и литературы) не имеет права оценивать «своих» учеников. Если преподавателей не хватает, можно пригласить коллегу из другой школы Ейского района. В школе №20 были оборудованы четыре аудитории. По центру класса освободили место для преподавателя и ученика, на столе разместили ноутбук (в нём есть встроенный микрофон), настроили аппаратуру для создания аудиозаписи. Для эксперта оборудовали рабочее место чуть в стороне. Пока взрослые в последний раз проверяли настройки, распечатывали контрольно-измерительные материалы, ученики расположились в аудиториях для ожидания. Настроение боевое, звучат смелые заявления: «мы всё знаем и сдадим», «чего волноваться, это же просто!». Ребят вызывали по одному, и после устного тестирования они сюда не возвращались.

Первое задание – прочитать текст быстро, проговаривая все даты и числа в правильном падеже и грамотно расставляя ударения. На подготовку две минуты. Также в течение двух минут ребёнок должен прочитать текст для аудиозаписи. Затем даётся время на подготовку к пересказу. Разрешается делать выписки (имена, даты, ключевые слова). Третье задание – ученик готовит устный рассказ на выбранную тему. В нескольких вариантах детям предлагается сочинить рассказ-описание по картине, фотографии. И последнее – диалог с преподавателем. На поставленные вопросы нужно давать полноценные ответы, поясняя свою позицию. Максимальное число баллов, которое можно набрать в итоге – 19, необходимый минимум – 10 баллов.

Волновались все

Глядя, как проходил экзамен, даже трудно сказать, кто волновался больше: ребята или учителя. Для девятиклассников – это первое настоящее экзаменационное испытание, да и учителям всё в новинку. Анатолий Анатольевич отметил, что «первый блин» не вышел комом, а учителя больше волновались за своих учеников, как им удастся справиться с заданием. «У нас «зачёт» получили все 55 девятиклассников, – обрадовано сообщил он мне результаты тестирования. – Но, думаю,  если тестирование станет обязательным, на уроках русского языка и литературы будет больше уделяться внимания устной речи, особенно чтению незнакомого текста».

Главный специалист отдела общего образования управления образованием Ейского района Юлия Мельник сообщила, что технических сбоев не было. Все аудиозаписи уже на этой неделе будут переданы в  региональный центр обработки информации города Краснодара.

Результаты устного тестирования школьникам сообщат на следующий день. Окончательные итоги по Ейскому району будут известны  на этой неделе.

Марина Шкетова