И часто снятся те ребята...

При заполнении анкеты в посольстве Германии для туристической поездки пожилого мужчину спрашивают: «Вы были в Берлине?». «Да». «А в каком году?» «В 1945!» «А на чём вы туда добирались»? «На бронетранспортёре М-5».

Примерно такой диалог мог бы произойти между сотрудником посольства и Михаилом Калиниченко, если бы он решил посетить места своей боевой молодости.

Боевое крещение Михаил Калиниченко получил на Курской дуге. После призыва в Красную армию в октябре 1942 года он прошёл обучение в учебном центре. Молодых солдат учили на водителей. Изучали машины иностранного производства: «форд», «дожд», «виллис», «шевроле», «студебеккер». После обучения его назначили водителем тягача противотанкового орудия в 20-й Сталинградской отдельной противотанковой истребительной артиллерийской бригаде. На «додже» он вёз артиллерийский расчёт, 60 ящиков бронебойных снарядов и тащил 57-миллиметровую пушку.

Фашистские «тигры» и «фердинанды» пытались пробить брешь в обороне советских войск. Артиллеристы разместили свои позиции на танкоопасных направлениях и били по наступающей бронированной технике прямой наводкой. Потери с обеих стороны были огромные.

Советские войска, перемолов наступавшие танковые и пехотные дивизии, перешли в наступление. За Курскую битву молодой воин был награждён медалью «За боевые заслуги». А вскоре он сменил свой «додж» на более мощный «студебеккер».

В Белгородской области часть, в которой служил Михаил Калиниченко, была остановлена врагами у Безымянной высоты. Фашисты создали здесь прочный оборонительный узел. С высоты очень хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая местность. Попытка с ходу выбить захватчиков с занимаемых позиций не удалась.

Командование решило пополнить поредевшие во время наступления воинские подразделения личным составом и техникой, боеприпасами. Через два дня пришёл приказ о наступлении. В течение двух часов советская артиллерия обстреливала оборонительные рубежи противника. После артподготовки бомбовый удар по высоте нанесли штурмовики ИЛ-2. Казалось, вся высота перепахана взрывами и в живых там не осталось никого. Но как только наши танки при поддержке пехоты пошли на штурм, по ним был открыт шквальный огонь. Атака захлебнулась. И все последующие попытки не дали положительного результата.

Личному составу части была дана трёхдневная передышка. За это время её пополнили людьми, боеприпасами. И вновь – наступление. Двухчасовая артподготовка, в которой, кроме артиллерийских орудий, были задействованы и реактивные минометы «Катюша». Бомбовый удар нанесли и штурмовики, после чего в наступление пошли танки, за ними – пехота. К исходу дня высота была взята.

– На позиции мы выдвигались ночью, – рассказывает Михаил Гаврилович. – В целях маскировки ездили без света автомобильных фар. По дорогам продвигались на ощупь. Существовала одна опасность, о которой не забывал ни один водитель. В случае торможения впереди идущей машины, тянущей за собой артиллерийское орудие, можно было напороться на ствол пушки. По высоте он как раз приходился на ветровое стекло. Чтобы хоть как-то обозначить край ствола, привязывали на него гнилушки. Они в темноте светятся. Этот слабо различимый свет и был свое­образным сигналом, который спасал от столкновения.

Когда прибывали на позицию, орудийный расчёт дружно брался за лопаты. В этой ситуации на водителя падала самая большая нагрузка. Орудийный расчёт рыл окоп для пушки и себя лично. А водителю предстояло замаскировать тягач. Представьте, сколько земли надо было перелопатить, чтобы закопать машину на глубину колёс, потом замаскировать её. Порой в помощники давали одного бойца.

Под Могилёвом при обстреле фашистами советских позиций от разорвавшегося снаряда загорелся брезентовый тент «студебеккера» Михаила Калиниченко. В кузове – 60 ящиков с боеприпасами, на них и перекинулось пламя. С помощью одного из однополчан Михаил Гаврилович отвязал горящий тент, сбросил его на землю. Огонь погасили, спасли боеприпасы и машину. Поблизости располагалась миномётная батарея, командир которой позвонил в полк, доложил о произошедшем и грамотных действиях солдат. К вечеру на позицию приехал замполит полка и вручил Михаилу Калиниченко медаль «За отвагу».

Ещё одной медалью «За боевые заслуги» воин был награждён за проявленные мужество и героизм при высадке войск на Днестровский плацдарм. Бои там велись ожесточённые. Фашисты старались удержать Красную армию на границе Европы. Но это было уже для захватчиков нереальной задачей.

В Польше Михаил Гаврилович меняет свой «студебеккер» на американский бронетранспортёр М-5. Они поставлялись в СССР по лендлизу. Всего, как свидетельствуют исторические данные, в СССР был поставлен 401 бронетранспортёр данной модификации. Использовали их в качестве артиллерийских тягачей, разведывательных, штабных и командных машин. Вот на таком бронетранспортёре Михаил Калиниченко освобождал Варшаву, за что был награждён медалью «За освобождение Варшавы».

– В Польше, – вспоминает ветеран, – на позицию прибыл вновь сформированный стрелковый полк. Видимо, фашисты узнали, что перед ними неопытные, необстрелянные бойцы. И пошли в атаку. Прорыв, наверняка, был бы неизбежен, поскольку солдаты дрогнули и стали отступать. Наши позиции располагались немного позади окопов пехотинцев. Мы открыли огонь по фашистам. Хорошо, что нас снабдили шрапнельными снарядами. Ведь прежде в боекомплекте были только бронебойные и подкалиберные. Словом, не дали врагу прорвать нашу оборону, заставили его отступить.

– На Зееловских высотах концентрация советских войск была такой плотной, – вспоминает ветеран, – что, образно говоря, яблоку негде было упасть. Мы поддерживали огнём наступающие части и шаг за шагом продвигались к Берлину.

Сразу же по окончании боевых действий вызывают старшину Калиниченко в штаб полка. Командир взвода ещё удивился: «Старшину? В штаб полка? Зачем?» Когда прибыл туда, узнал, что командование решило направить на ускоренные курсы младших офицеров. Михаил Гаврилович дал согласие и уже в августе 1945 года ему присвоили звание младшего лейтенанта.

 

Неизвестно, когда именно, но маршал СССР Константин Жуков решил провести парад союзнических войск. И этот парад состоялся у Бранденбургских ворот. Всему личному составу, принимавшему участие в параде, выдали форму, сапоги (до этого многие солдаты ходили в обмотках). Новоиспечённые младшие лейтенанты стояли линейными, мимо которых и шли советские и союзнические части.

– У наших солдат были тренировки, – рассказывает Михаил Гаврилович, – поэтому прошли очень хорошо. Маршал Жуков поблагодарил всех за службу. А американская пехота проехала на машинах. Удивительно, но на этот парад пришло очень много немцев…

За участие в боевых действиях при освобождении городов и населённых пунктов Речица, Лодзь, Кутно, Седлец, Ковель и других Михаилу Калиниченко вручено шесть благодарностей Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина.

После окончания войны несколько лет служил Михаил Гаврилович в Германии. Здесь познакомился со своей женой, которая в звании лейтенанта служила в штабе. Потом был переведён в Советский Союз.

В 1965 году сдавал экзамены экстерном в Челябинском автомобильном училище. 9 мая пошёл со своими товарищами в парк культуры и отдыха. А там идёт трансляция концерта по заявкам радиослушателей. Вещает радиостанция «Маяк». И вдруг из репродуктора раздаётся: «А сейчас прозвучит песня для участника Великой Отечественной войны Михаила Гавриловича Калининченко «На безымянной высоте». Кто просил исполнить эту песню – Михаил Гаврилович не расслышал.

Товарищи подхватили его на руки и стали подбрасывать в воздух. Гулявшие в парке горожане поинтересовались, что происходит? А когда узнали, стали поздравлять ветерана с праздником, жали руки, обнимали…

А эта песня навеяла Михаилу Гавриловичу воспоминания о той безымянной высоте, при взятии которой погибли многие его товарищи…

В 1970 году Михаил Калиниченко в звании подполковника уволился из рядов Вооружённых сил. Пока позволяло здоровье, вёл большую общественную работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Годы, к сожалению, берут своё. Но память цепко держит события тех давних лет. И часто снятся те ребята, друзья его военных лет…

Георгий Тимофеев.

На фото (автора):

Михаил Гаврилович Калиниченко с моделью «студебеккера»,

подаренной личным составом 726-го учебного центра войск ПВО сухопутных войск РФ.